НОВОСТИ

13 сентября 2022

Управление бизнес-рисками — актуальная задача нефтегазовой отрасли

Комплаенс — современный, гибкий и эффективный инструмент по предотвращению коррупционных рисков и конфликта интересов в компаниях с государственным участием. К такому выводу пришли участники конференции «Профессиональное развитие комплаенс-менеджеров в нефтегазовой компании», организованной Ассоциацией Russian Business Ethics Network (RBEN) и ООО «СИБУР».

Развитие комплаенса в России связано с совершенствованием процедур контроля нефтегазовой сферы со стороны государства, в частности с антимонопольным регулированием. Эту тему на конференции поднял эксперт практики корпоративного мониторинга и комплаенса ООО «Газпромнефть Экспертные решения» Андрей Энцкайтес. Он также отметил, что спецификой деятельности нефтегазовых компаний является наличие экологических рисков, которые могут повлечь существенные штрафы.

Ляззат Нурмагамбетова, руководитель службы комплаенс АО НК «КазМунайГаз» и вице-президент Ассоциации комплаенс и деловой этики Казахстана, рассказала, как работает в Казахстане обязательный институт комплаенс-офицеров в компаниях, связанных с государством. По её словам, проблема санкционных условий, в которых оказался российский нефтегазовый сектор, коснулись и казахстанских компаний. Эксперт рассказала, что для преодоления возникших рисков были привлечены комплаенс-менеджеры из России.

Независимый эксперт в области комплаенса, управления рисками и этики ведения бизнеса в энергетике, член профессиональных ассоциаций RBEN, ICA и НАК Оксана Недолужко отметила, что комплаенс в широком смысле полезен на различных уровнях управления бизнесом. Политика компании в этой области зависит от размера бизнеса и его отрасли. Например, в компании «Роснефть», по её словам, введено более 20направлений комплаенса, которые курируются профильными топ-менеджерами.

Вероника Киселева, комплаенс-менеджер ООО «СИБУР», директор по направлению «Этика и комплаенс в газоперерабатывающем и нефтехимическом бизнесе» Ассоциации Russian Business Ethics Network (RBEN), поддержала такую позицию. Для успешного развития компании необходимы целеполагание и прозрачность. «Сотрудникам должна быть понятна их роль в компании», — подытожила эксперт.

Все участники конференции сошлись во мнении, что комплаенс — современный гибкий и эффективный инструмент по предотвращению коррупционных рисков и конфликта интересов, что особенно важно для компаний с государственным участием.

Одной из проблем развития комплаенса в России эксперты считают отсутствие в данный момент широкой базы подготовки кадров. По их мнению, специалистов в этой области необходимо готовить, повышая квалификацию юристов и финансистов. Такое мнение разделяют и представители сферы образования, принявшие участие в конференции: Максим Сторчевой, к.э.н., доцент НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, директор Ассоциации Russian Business Ethics Network (RBEN), член Ассоциации European Business Ethics Network, член Общества деловой этики (Society for Business Ethics), и Ольга Чепарина, к.ю.н., доцент, заместитель декана по образовательной деятельности юридического факультета КФУ, руководитель образовательной программы магистратуры «Антикоррупционная деятельность и комплаенс». Со своей стороны они обратили внимание, что в основе комплаенса лежит этика ведения бизнеса. В целом содержательность экспертных мнений и вопросы аудитории конференции показали интерес бизнеса и экспертного сообщества к развитию комплаенса в России.

Оставить комментарий