НОВОСТИ

29 сентября 2022

Цифра – пожилым: петербуржцам показали полезные социальные сервисы

На международном форуме «Старшее поколение» Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга провел форсайт социальной сферы – профессиональную сессию «Старшее поколение: новые цифровые решения». Представители городских учреждений продемонстрировали настоящее и будущее социальной сферы через призму цифровизации.

Одним из модераторов встречи выступила представитель Комитета – начальник Управления социальной защиты инвалидов и граждан пожилого возраста Светлана Зубрилина. По ее словам, в Петербурге приняты все нормативные документы для развития цифровых сервисов. Здесь реализуются федеральная Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения, региональный проект «Старшее поколение», утвержден план реализации второго этапа Стратегии. Кроме того, в городе представлен так называемый «Навигатор социальных услуг».

О клиентоцентричности при цифровизации услуг для пожилых рассказала Виктория Александрова, первый заместитель председателя Комитета по социальной защите населения Ленинградской области. Так, в 47-м регионе сотрудники соцзащиты уже используют планшеты с мобильным приложением: в электронном виде они составляют акты, признают нуждаемость людей в социальном обслуживании. Специалисты оценивают условия проживания, состав семьи человека и другие параметры, оценивая степень индивидуальной нуждаемости. Область предлагает специальное транспортное обслуживание для тех, кто в нем нуждается, работает над проектом «Электронный социальный паспорт», который планируется завершить к концу года.

Информационные сервисы Службы социальных участковых представила директор СПбГКУ «Центр организации социального обслуживания» Тамара Бондаренко. Службы открыты в 2018 году во всех районах города, сегодня в них трудятся более 200 человек: специалисты по социальной работе, работе с семьей, социальной реабилитации. С марта 2020 года работает колл-центр с номером +7 (812) 576-0-576, который принял уже почти 101 тыс. обращений. Кроме того, центром создан «Навигатор социальных услуг», на онлайн-площадке которого специалисты могут встретиться с получателями социальных услуг.

Юрисконсульт отдела цифровой трансформации СПбГКУ «Городской информационно-расчетный центр» Татьяна Корнелюк рассказала о проактивных услугах для старшего поколения. Так, сегодня заметно сокращаются сроки предоставления услуг, количество необходимых документов. Многие услуги предоставляются в электронной форме. В свою очередь начальник отдела методической и консультационной работы в сфере социального обслуживания семей и детей СПбГБУ Юлия Фионик презентовала проект «Виртуальная гостиная». Это инновационная цифровая платформа для получателей социальных услуг, которая объединяет лучшие практики Петербурга.

О положительном влиянии цифровизации рассказала на сессии директор СПбГБУ СОН «Комплексный центр Василеостровского района» Любовь Назарова. По ее словам, цифровизация – это инструмент повседневного внутреннего контроля в рамках системы долговременного ухода. На Васильевском острове уже активно используют систему «Оптима», которая позволяет контролировать действия социальных работников. Руководителям система позволяет видеть работу сотрудников в режиме реального времени, а специалистам помогает экономить время и силы. Теперь, отметила спикер, нагрузка между сотрудниками распределяется более рационально, равномерно, а получатели услуг выказывают удовлетворенность.

«В нашем учреждении курс на бережливый процесс: мы оцениваем временные затраты сотрудников, оптимизируем их работу внутри отделения. У некоторых соцработников освобождается время, которое мы будем посвящать профилактике профессионального выгорания», – добавила она.

«Между высокими технологиями и низким социальным статусом: цифровые практики людей в нестабильной жизненной ситуации» – с таким докладом выступила Анна Черноиванова, методист СПбГКУ «Центр учета и социального обслуживания граждан РФ без определенного места жительства». Она отметила, что современные исследователи все чаще выделяют цифровое неравенство как новую форму социального неравенства. Вместе с тем, по результатам проведенного исследования бездомных из числа получателей социальных услуг, было выявлено, что такие люди пользуются банковскими картами, электронными проездными и смартфонами. Подтвердилась закономерность – чем позже цифровые технологии появились в жизни этих людей, тем сложнее им бывает их освоить.

Интернет – важное явление в жизни пенсионеров. Об этом говорила на сессии автор курса «Интернет в повседневной жизни пенсионеров» МОО «Ассоциация ветеранов, инвалидов и пенсионеров» Елизавет Сафро.

«В жизни старшего поколения произошел технологический слом, и многим в «будущем» не очень уютно: богатейший опыт старших поколений оказывается невостребованным, а нового у них нет. Когда дети и внуки пытаются их учить, отбрасывая старый опыт, не всегда получается хорошо», – пояснила она.

Эксперт отметила, что без интернета существовать уже невозможно, интернет – это ключ к активному долголетию. Люди без интернета поражены в правах: они не могут записаться на прием, подать документы на загранпаспорт, записаться на экскурсии. По мнению Е. Сафро, здесь важны усилия как разработчиков сайтов, так и родственников пожилых людей.

«Важен системный подход: надо научить людей новому языку и выпустить в мир, научить их пользоваться поиском информации», – считает она.

В ходе сессии выступили представители СПбГБУЗ «Медицинский информационно-аналитический центр», СПбГАУ «Центр занятости населения Санкт-Петербурга», портала «Культура Петербурга», СПбГБУ «Городское туристско-информационное бюро» и других организаций. Участникам сессии они представили полезные сервисы, связанные с сохранением здоровья, поиском работы, просветительской и туристской деятельностью и др.

Эксперты заключили, что в Петербурге активно развивается экосистема городских сервисов. Многие ресурсы способствуют активному долголетию и помогают пожилым людям чувствовать себя полноценными членами общества.

Оставить комментарий