НОВОСТИ

8 ноября 2023

Космические спутники, голографическое 3D-моделирование, магнитные подвесы и лопасти: российские компании продемонстрировали свои успехи в импортозамещении в газовой отрасли

Западные санкции бросили технологический вызов отечественной газовой индустрии. Российские компании дали на него ответ — качественные аналоги и собственные уникальные решения, которые касаются не только вопросов добычи и транспортировки газа, но и космической отрасли.
Достижения отечественной науки и промышленности были представлены на Корпоративной выставочной экспозиции «Импортозамещение газовой отрасли» в рамках Петербургского международного газового форума. Компания «Газпром СПКА», которая занимается разработкой и производством космических аппаратов, представила три проекта: спутники «Ямал-502», «Смотр-Р» и «Смотр-В». Первый аппарат должен быть закончен в 2027 году. После выхода на геостационарную орбиту он сможет в паре со уже запущенным «Ямал-601» обеспечить доступ к спутниковому интернету в Ка-диапазоне на всей территории России — покрыть Восточную Сибирь и Дальний Восток. Аппарат рассчитан на 15лет работы. Спутник обладает высокой пропускной способностью — до 39Гбит/c, он сможет обеспечить доступ в сеть как для нужд «Газпрома», так и для частных лиц. Стоимость проекта вместе с запуском и страхованием составит более $140 млн, рассказал руководитель службы по связям с общественностью «Газпром космические технологии» Алексей Титов.

«Смотр-Р» и «Смотр-В» планируется достроить в 2025 году. Первый спутник предназначен для радиолокационного мониторинга производственной инфраструктуры, контроля зон безопасности потенциально опасных объектов, нефтяных загрязнений и ледовой обстановки. Аппарат «Смотр-В» предназначен для наблюдения за состоянием трубопроводов, он может обнаруживать утечки метана и оборудован оптико-электронной аппаратурой высокого разрешения, а также газоанализатором.

Компания «Газпромтранс» продемонстрировала новую отечественную разработку — газомоторный маневренный локомотив ТЭМГ1, который работает на СПГ. Он оснащен двумя газопоршневыми двигателями суммарной мощностью 1006 л.с. Его максимальная скорость составляет 100км/ч, а ориентировочный срок службы — 50 лет.

«Сейчас он проходит опытно-промышленную эксплуатацию в Оренбургском филиале «Газпромтранса». Локомотив фактически работает с лета 2022 года — занимается постановкой цистерн на налив. Он уже перевез грузы общей массой более 3млнтонн. Мы сравниваем его с дизельным локомотивом, который за этот же срок перевез 3,4млнтонн грузов, что сопоставимо», — рассказал начальник управления эксплуатации пути и тягового состава «Газпромтранс» Владимир Размадзе. Стоимость СПГ ниже дизеля почти в 2раза, а если локомотив занят транспортировкой контейнеров с сжиженным газом, то он может заправляться им прямо у точек производства. ТЭМГ1 постоянно дорабатывается и совершенствуется в процессе опытной эксплуатации. «Газпромтранс» уже начал прорабатывать техническое задание на его производство, объемы которого могут составить тысячи штук.

ООО «Газпром гелий сервис» показало на выставке контейнер-цистерну отечественного производства для транспортировки СПГ. Модель КЦ.Т75-45/0.8 предназначена для транспортировки шести криогенных продуктов: этилена, этана, кислорода, азота и аргона —автомобильным, железнодорожным и морским транспортом. Их производство по заказу «Газпром гелий сервиса» локализовано в России. Контейнер-цистерны изготавливает АО «Уралкриомаш».

ПАО «Газпром нефть» презентовало технологию голографического трехмерного моделирования газодобывающих установок. Компания построила полную и точную модель комплекса на Песцовом месторождении. Она позволяет обучать персонал, который готовится там работать. Модель подробно отображает все технические процессы на станции, от входа газа на установку до выхода из нее. Кроме того, такое новшество позволяет понять инженерам, какие изменения можно привнести в установку для большей продуктивности и безопасности.

ООО «Газпром энергохолдинг индустриальные активы» представило сразу несколько своих достижений в сфере импортозамещения. Одно из них — система магнитного подвеса, которая производится АО «Невский завод» в Санкт-Петербурге. Это первая подобная отечественная система на базе российских комплектующих, материалов и программного обеспечения.

Компания «Газпром автоматизация» показала еще одну отечественную разработку в этой отрасли — систему автоматического управления турбодетандерным агрегатом с функцией управления магнитным подвесом, которая также построена на основе российских комплектующих. Она уже поставляется и используется предприятиями «Газпрома». Ранее аналогичное оборудование поставлялось французской фирмой SKF.

ООО «Газпром газобезопасность», в свою очередь, продемонстрировало патентованное оборудование собственного производства, предназначенное для ликвидации аварийных ситуаций на скважинах и проведения ремонтно-восстановительных работ — установки и замены фонтанной арматуры. «Всё оборудование изготавливается и апробируется нашим предприятием. Наше оборудование уникальное, запатентованное, не имеющие аналогов, оно производится исключительно в России», — рассказал начальник отдела ООО «Газпром газобезопасность» Дмитрий Москвичев.

АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей» представил колонну кондуктора собственного производства, которая является колонной обсадных труб и выполняет функцию барьера высокого давления между флюидом и окружающей средой при строительстве и эксплуатации скважины.

В выставке «Импортозамещение в газовой отрасли» также приняли участие АО «Вертолеты России», ООО «Активы», ООО «Газхолодтехника», ООО «Гидроаэроцентр», АО «Грасис», АО «Группа ГМС», ООО «ДСТ-Урал», ООО «Завод дорожных машин», ООО «НПФ «Завод Измерон», ООО «Камелот паблишинг», АО «Ковровский автомеханический завод», АО «НПФ «Микран», АО «Корпорация «МИТ», ООО МК «Кранэкс», ООО «НПК «Нефтегаздеталь», ООО «Нефть-сервис», АО «Новая сервисная компания», ООО «Перфобур сервис», АО «Томский электромеханический завод имени В.В. Вахрушева», ООО «НПО «Турбулентность-Дон», АО «Центральное конструкторское бюро машиностроения», ООО «Челябинский компрессорный завод», ООО «Четра», ООО «Энвиогрупп», ООО «Энергомаш-ВТС».

Оставить комментарий