«Вкалывают роботы, а не человек!»: сельское хозяйство усилили цифрой
В рамках выставки «АГРОРУСЬ» прошла сессия «Трансформация сельского хозяйства: цифровые возможности развития». Эксперты представили современные сервисы для агробизнеса – от электронных систем до мобильных приложений.
Аналитик АО «РИВЦ» из Республики Татарстан Алексей Елдашев рассказал о стратегии цифровой трансформации агропромышленного комплекса. В регионе действует информационная система (ГИС), позволяющая агробизнесу взаимодействовать с государством. В системе реализованы такие возможности, как личный кабинет, цифровой паспорт животного, мониторинги известкования и опрыскивания, паспортизация полей, система сбора данных, модуль аналитики и другие.
«Сквозная аналитика помогает нам “спуститься” к хозяйствам. Это помогает повысить прозрачность отрасли за счет получения информации от производителей и подведов для верификации данных напрямую из хозяйств», – отметил он. Кроме того, банк уже собранных данных позволяет аналитикам составлять прогнозы на будущее.
Эксперт рассказал о системе обучения сельхозпроизводителей Татарстана навыкам работы в цифровых системах, о мерах господдержки предприятий АПК в области цифровизации.
Петр Воронин из системного интегратора АО «Смарт Технологии Инвест» презентовал российскую цифровую платформу управления свиноводством «Пульс.ЦСС». По его словам, система представляет собой новый шаг в цифровом промышленном животноводстве, предлагая сервисы видеоаналитики, контроля микроклимата, интеграции данных станций кормления и расчета конверсии и др.
Мобильное приложение платформы работает офлайн и онлайн, позволяет оперативно заносить и анализировать данные. По словам спикера, современные цифровые сервисы помогают создавать электронные бирки для свиней, изучать прогнозы, например, прогнозы осеменения, считать животных и отслеживать их перемещение на ферме, оценивать их генетический потенциал (проводить BLUP-оценку).
Заместитель управляющего директора портала «Рамблер» Виктор Шелевей рассказал аграриям о дефрагментации глобального интернета и последствиях этого процесса для продуктов, предприятий и реального сектора в целом. По его словам, сегодня происходит фрагментация интернета, идут десятки блокировок в год, обособляются не только информационные, но и товарные рынки и рынки капитала, при этом возникают новые взаимосвязи и возможности.
«Только 17% мировых дата-центров расположены в безопасных для российского бизнеса странах. Как это влияет на реальный сектор? Нужно накапливать свои данные внутри бизнеса, проводить исследования аудитории – за обезличенными данными будет очередь, моделировать поведение аудитории, проводить кластеризацию данных», – отметил эксперт.
Он назвал Россию рынком опережающего развития, где происходит оживление. По словам спикера, фрагментация интернета, развитие маркетплейсов и платформенных решений повлияет на бизнес: изменится рынок продуктов и услуг в большинстве секторов экономики, вырастут объемы контента компаний для b2b- и b2c-потребителей, значительно увеличатся расходы на рекламу, будут расти платформы внутри секторов, партнерств и слияний, появятся новые бренды.
«Компаниям надо развивать свои компетенции создания контента – это видео, текст, нативная реклама для различных сегментов, нужно самостоятельно накапливать данные пользователей, создавать свои отраслевые модели, размещать контент не только у себя, но и на внешних площадках в разных сегментах. Везде ставить счетчики, анализировать процессы, замерять влияние контента», – отметил В. Шелевей.
Наталья Тугалёва, генеральный директор компании-экспортера, холдинга «Доставка Морем», назвала сервисный подход ключевым трендом 2023 года на рынке АПК. Она напомнила, что компания действует с 2016 года и экспортирует сельскохозяйственную продукцию: пшеницу, кукурузу, горох, жмых и др.
Эксперт поделилась опытом реализации сервисного решения для команды сотрудников – внутреннего клиента компании. Работа началась с введения единого понятийного аппарата, автоматизации бизнес-процессов и внутренних процессов. Сегодня работа специалистов экспортера организована с помощью удобного мобильного приложения, а «рутиной занимаются роботы».
«Работать надо тогда, когда ты понимаешь боли конкретного человека. Цифровизация неизбежна, в том числе в отрасли АПК. Команда – это наш внутренний клиент, и, выстроив сервисный подход, мы можем добиться слаженной и продуктивной работы», – отметила Н. Тугалёва.