Как болонская система образования отразилась на промышленниках?
25 апреля состоялось заседание научно-координационного совета по развитию сварки и родственных технологий в Российской Федерации при Минпромторге России. Повесткой дня стала тема «Подготовка кадров в области сварки и родственных технологий».
В 2010 году все вузы страны перешли на болонскую систему образования, где метод преподавания состоит из двух ступеней – бакалавриат и магистратура. Как итог – образование идет в отрыве от практики и от запросов рынка. Судостроительные заводы не готовы принимать на работу выпускников-бакалавров, так как они не обладают необходимыми знаниями и их приходится доучивать, при этом магистры – это скорее научные работники, исследователи, а не инженеры.
«Нужно готовить людей, которые способны принимать решения. Нам дано разрешение на обучение более 100 человек по программе специалитета, продолжительностью 5,5 лет. Неприятно, конечно, противостоять нашему Министерству образования, но того требуют обстоятельства. Наш потребитель – промышленность, и ей нужны специалисты», – высказался Феликс Шамрай, начальник департамента развития судостроения Санкт-Петербургского морского технического университета.
Свое мнение также выразил заведующий кафедры сварки судовых конструкций Виктор Мурзин. Он говорил о том, что образовательный стандарт искусственно вводит необходимые предметы, часы и практики. У выпускников школ отсутствует мотивация к знаниям, последние несколько лет они учатся проставлять галочки.
Поддержал коллег Юрий Сараев, главный научный сотрудник института прочности и материаловедения СО РАН: «В школе нет начертательной геометрии. Студент не может нарисовать чертеж. Бакалавр не знает основ. Их приходится учить заново».
Выход из ситуации специалисты видят следующий: собрать предложения предприятий, которые могут говорить за отрасль в целом, и понять, чего именно им не хватает в специалистах. Также необходимо анализировать профстандарт.