Сколько процентов работоспособного населения останется без работы?
Сегодня в рамках Международного форума труда руководители организаций, научные сотрудники, представители вузов и эксперты рынка труда обсудили систему профессионального образования и ее соответствие вызовам глобального рынка.
Технологическая трансформация, которая происходит на рынке, по своему воздействию может напоминать инопланетное вторжение. По последним оценкам, в ближайшее десятилетие порядка 50% населения могут остаться без работы. Хотя с другой стороны, представители IT-сферы говорят, что на половину открытых вакансий соискатели просто не откликаются. Получается, что существует большое количество невостребованных специалистов и в это же время нехватка кадров в актуальных отраслях. Считается, что часть профессий через 5 лет исчезнет. Как избежать разрыва между требованиями бизнеса и тем, какие программы существуют в образовательных учреждениях и каких специалистов они выпускают?
Комитет по образованию Санкт-Петербурга, считает, что индикатором востребованности специалистов может стать трудоустройство выпускников вузов. Ежегодно в Санкт-Петербурге получают дипломы об образовании 8000 студентов, из которых 65% успешно трудоустраиваются.
«Позитивные тенденции действительно есть. Существуют мониторинги, внедряются профстандарты, системы переобучения. Но результата – нет. Рынок труда и рынок образования не взаимодействуют. Все разрабатываемые программы – пилоты, первые пробные версии. Ни одна организация не может с уверенностью сказать, какие специалисты ей нужны через 25 лет, сколько рабочих мест нужно обеспечить. Можно делать догадки о новых профессиях через 5 лет, но не больше. Мечта работодателя о готовом специалисте – неправильная и несбыточная. Если говорить о нашей компании, у нас используется 51 актуальный профессиональный стандарт. Мы запустили в 5 учебных заведениях свежие, нужные нам учебные программы», – рассказала Алла Вучкович, директор по персоналу и социальной политике госкорпорации «РОСКОСМОС».
Александра Глазкова, вице-президент по HR, PR и административным вопросам BIOCAD, поделилась своим опытом: «Надеемся на себя и делаем ставку на внутрикорпоративное обучение. Мы сами готовим себе специалистов, наши научные сотрудники также работают в вузах города. Кроме того, мы считаем, что готовить работников нужно со школьной программы. О необходимости профстандарта сложно сказать – бизнесу не понять зачем он нужен, ведь всё в стандарт не запишешь. Важнее базовые знания, фундаментальные – из хорошего математика мы сделаем биоматематика».