Избавиться от офлайн-бюрократии: что поможет рынку труда вздохнуть свободнее
Во второй день Форума труда на секции «Проблемы и практика регулирования рынка труда: законодательные, отраслевые, корпоративные, бизнес-модели и прочее» в рамках Международной конференции «Глобальные тенденции социального развития и изменения в сфере труда: образование, регулирование, практика» эксперты обсудили, как сделать документооборот проще, удобнее и безопаснее.
Мария Чернобровкина, исполнительный директор Санкт-Петербургского отделения Американской торговой палаты, открывая секцию, заметила, что быстро меняющиеся технологии, развитие интернет-индустрии и переход производственных процессов к цифровой форме приводят к появлению новых бизнес-моделей и требуют новых бизнес-процессов. Ирина Новикова, представляющая компанию EY, привела основные факторы влияния на рынок труда: сверхбыстрое устаревание знаний и компетенций, повышение востребованности трудовой мобильности, развитие цифровых технологий, поиск бизнесом путей снижения затрат и расширение областей автоматизации, выход новых поколений работников на рынок. «Для нового поколения характерна цепочка коротких трудоустройств, они не ориентированы на стабильное развитие карьеры и глубокую специализацию, предпочитая пробовать себя в разных смежных сферах», – дает характеристики эксперт.
Как готовиться к этим изменениям? Алексей Антипов из EY говорит, что государство должно активно помогать в этом. Необходимо обновление трудового законодательства: исключение устаревших и избыточных требований (упрощение кадрового документооборота, использование электронных хранилищ и документов, пересмотр действующих актов и постановлений СССР), а также создание законодательных основ для развития (законодательная поддержка различных форм временной и гибкой занятости, обеспечение возможности для работника выполнять различные функции, использование возможностей предоставления персонала).
Денис Васильев, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости, соглашается, что система регулирования труда сложная, однако государство делает шаги по ее совершенствованию: «Мы при поддержке администрации Президента предлагаем решения по переводу кадрового делопроизводства в электронный вид и планируем, что к 2025 году не будет ни одного документы, подписываемого на бумаге». Серьезная проблема – количество форм отчетности: их в сфере кадров около 40, это большая нагрузка на бизнес. Ведомство инициировало работу по аудиту кадровых документов, по итогам которого что-то будет упрощено, что-то – отменено или переведено в электронный документооборот.
В отношении «электронного будущего» обсуждаются важные проекты. Так, в проекте Минэкономразвития планируется введение электронной подписи для всех работников. Правда, как отмечает Александр Коркин, руководитель практики трудового и миграционного права в СПб Pepeliaev Group, в этом предложении есть минусы: ЭП нельзя использовать для трудовых договоров, ученических договоров и договоров о материальной ответственности. Сейчас законопроект проходит оценку регулирующего воздействия. Еще из позитивных сдвигов – планируемое введение электронных больничных листов с 1 июля 2017 года (законопроект прошел 2 чтение), запускаемый портал Роструда, где можно будет оформить трудовой договор.
Что не должно быть обязательным, по мнению экспертов? Облегчит жизнь бизнесу отмена обязательных приказов о приеме, переводах, увольнениях (когда есть соглашение сторон). Также следует отказаться от штатного расписания – сейчас 99% компаний могут жить без этого пережитка плановой экономики. Историей должны стать личные карточки и трудовые книжки вместе с книгами их учета.