Пленарное заседание открыло первый рабочий день РМЭФ-2021
Эксперты обсудили устойчивое развитие ТЭК.
К 2050 году Евросоюз планирует перейти к климатически нейтральному уровню, а также ввести трансграничное углеродное регулирование. В будущем эти действия могут привести к сокращению объема экспорта российских производителей. Как этого избежать — обсудили участники пленарного заседания «Российская энергетика — основа долгосрочного устойчивого развития России».
Сергей Дрегваль, вице-губернатор Санкт-Петербурга, поприветствовал участников и гостей Форума от имени Александра Беглова, губернатора Санкт-Петербурга, и Правительства города.
«В российской экономике ТЭК занимает существенное место и играет роль базовой инфраструктуры, основная задача которой — оказывать максимальное содействие социально-экономическому развитию страны, — отметил Сергей Георгиевич. — Считаю, что деловая программа Форума в полной мере отражает ключевые приоритеты развития российской энергетики. Уверен, что крупнейшие игроки отрасли, международные эксперты, производители оборудования и представители органов власти на площадке Форума смогут обсудить важнейшие задачи, стоящие сегодня перед ТЭК. Желаю всем интересных дискуссий и прорывных решений».
Сергей Дрегваль отметил, что в 2022 году в Санкт-Петербурге будет проводиться 25-ый Мировой энергетический конгресс. «Это ведущий мировой форум в области энергетики, — подчеркнул вице-губернатор. — Очень радует тот факт, что наш город благодаря таким событиям становится центром обсуждения глобальных вопросов, оказывающих влияние на развитие мировой энергетики».
Александра Панина, модератор дискуссии, председатель наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», убеждена, что энергетическая отрасль страны может гордиться как достижениями прошлого века, так и масштабными проектами современности: «Основные крупные масштабные решения в электроэнергетике были реализованы в прошлом веке. В 21 веке мы тоже не стоим на месте: за последние десять лет в России было построено около 50 гигаватт новых электростанций. Это большая цифра, сравнимая с мощностью небольшой страны. В последние 10 лет шла масштабная программа строительства новых генерирующих мощностей: ТЭС, АЭС, ГЭС, объектов ВИЭ. И если начале 20-го века почти 100% электроэнергии вырабатывалось на угле, то сейчас мы находимся на пороге, или уже за порогом перехода на новую энергетическую модель».
Активно развивается водородная энергетика. По данным международного энергетического агентства, производство водорода в мире к 2023 году возрастет в 3 раза. Проводится масштабная электрификация транспортной отрасли: по прогнозу Delloite, общий объем продаж электромобилей вырастет с 2,5 миллиона в 2020 году до 11,2 миллиона в 2025 году, а затем достигнет 31,1 миллиона к 2030 году. Электромобили обеспечат приблизительно 32% общей доли рынка продаж новых автомобилей. Происходит бурное развитие ВИЭ: несмотря на кризисный 2020 год, в мире было введено 260 ГВт ВИЭ.
«Безусловно, огромное влияние на все отрасли экономики оказывает новая глобальная климатическая повестка в рамках Парижского соглашения, к которому присоединились 197 участников. Две страны уже выполнили его условия: Суринам (в 2014 году) и Бутан (в 2018 году) уже достигли цели углеродной нейтральности благодаря низкой плотности населения, слабому развитию промышленности вкупе с обширными лесами. Более того, они сегодня поглощают больше двуокиси углерода, чем производят. Именно эти глобальные тренды предмет нашего обсуждения сегодня», — рассказала Александра Панина.
Большую роль в развитии энергетического комплекса сыграло его взаимодействие с программой устойчивого развития. Михаил Хардиков, генеральный директор «Евросибэнерго», в своём докладе «Устойчивое развитие с точки зрения Эн+ Group — мирового лидера по производству низкоуглеродного алюминия и возобновляемой энергии» отметил, что российское общество переходит к системе осознанного потребления, когда жителям страны не безразлично, как идёт переработка ресурсов, и куда они уходят.
«Если мы вернёмся на 10-15 лет назад, я помню, уже тогда обсуждалась концепция устойчивого развития. За это время она получила активное применение. Теперь нам всем в пору ещё раз задать главный вопрос: для кого мы производим электроэнергию?», — обратился к присутствующим Михаил Хардиков.
Степан Солженицын, генеральный директор ООО «Сибирская генерирующая компания», рассказал о судьбе угольного бизнеса. В последние годы Евросоюз активно уходит от углегенерации, что в их понимании связано с защитой природы. Однако Россия может пойти по другому пути.
«В первую очередь, хочется поддержать тезис, что экология важна всем. Людям важно, каким воздухом они дышат, что происходит в водоемах, им важно, что случается с мусором. Нет никакого другого варианта, кроме как ориентирование на экологию. Безусловно, будет вывод старого оборудования. Как раз Китай прошёл этот путь: он не стал отказываться от угля как от базы своей экономики», — отметил Степан Солженицын.
Алексей Жихарев, директор Ассоциации развития возобновляемой энергии, уверен, что 2020 год, несмотря на пандемию, побил все рекорды, в том числе и затронувшие климатические проекты.
«Если говорить про экономику, климат совершенно точно на неё влияет. Климатическая повестка создаёт международный рынок. Россия может получить прибыль от того, что начнёт перестраивать экономику», — полагает эксперт. По его словам, компании должны рассматривать «озеленение» энергетического баланса как фактор привлекательности.
Михаил Андронов, президент ООО «РУСЭНЕРГОСБЫТ», отметил, что Евросоюз с 2023 года вводит углеродный налог на импортную продукцию с большими выбросами парниковых газов. Фактически этот налог будет взыматься с промышленных потребителей, в том числе российских экспортёров, и за счет этих средств будет осуществляться финансирование проектов ВИЭ в странах ЕС.
«Структура выработки электроэнергии в России за счет газовой генерации, АЭС, ГЭС и ВИЭ позволяет говорить о «зелёности» нашего производства. Необходимо добиться признания «наших» зеленых сертификатов в ЕС для подтверждения низкоуглеводного потребления и ухода от налогов для российских экспортеров. Следует учитывать все источники энергии, обеспечивающие производство безуглеродной электроэнергии, а также электроэнергии с низким уровнем выбросов парниковых газов в определении низкоуглеродных генерирующих объектов. При этом важно обеспечить доступ на рынок ЕС российским компаниям для торговли «нашими» зелеными сертификатами», — отметил Михаил Андронов.
Дмитрий Холкин, руководитель «Инфраструктурного центра» Энерджинет НТИ, отметил, что водород является уникальным «чистым» энергоносителем, позволяющим решать вопросы декарбонизации. Потенциальные объемы экспорта водорода из Российской Федерации на мировой рынок могут составить до 0,2 млн тонн в 2024 году, 2,0-7,0 млн тонн в 2035 году и 7,9-33,4 млн тонн в 2050 году в зависимости от темпов развития мировой низкоуглеродной экономики и роста спроса на водород на мировом рынке. Таким образом, отмечает эксперт, в качестве приоритетного направления нужно рассматривать производство низкоуглеродного водорода — в том числе, из ископаемого сырья с применением технологий улавливания углекислого газа, на базе АЭТС (с обеспечением улавливания углекислого газа), электролизом воды на базе АЭС, ГЭС и электроэнергии энергосистемы, а также на базе мощностей ВИЭ в тех регионах и случаях, где себестоимость производимого на базе таких источников водорода является конкурентоспособной.
Александр Хвалько, заместитель генерального директора АО«Концерн Росэнергоатом», считает определяющим вектором развития электроэнергетики цифровизацию, которая сегодня задает параметры развития отрасли. С точки зрения вызовов декарбонизации атомная энергетика — наиболее безопасный источник энергии относительно негативного воздействия на окружающую среду: отсутствие выбросов СО2 при производстве электроэнергии на АЭС обусловлено отсутствием сгорания органического топлива в реакторе. «Атомная энергетика – глобальный ответ на климатические вызовы XXI века», — отмечает эксперт.
Павел Сниккарс, заместитель Министра энергетики Российской Федерации, отметил, что в современных условиях залогом эффективности является умение быстро адаптироваться под изменения окружающей среды, а электроэнергетика связана со всеми сферами экономики. Спикер считает, что электроэнергетика – обеспечивающая отрасль, от которой зависит как эффективность текущей деятельности, так и параметры развития всей экономики. На первое место в настоящий момент выходит задача улучшения качества жизни человека, в том числе в разрезе климатической и экологической повестки. При этом традиционная генерация на горизонте 10-15 лет остаётся основой российской энергосистемы, при этом необходимо внедрять технологии снижения выбросов загрязняющих веществ.
Семен Сазонов, генеральный директор ПАО «Квадра», подчеркнул, что 80% населения России подключены к централизованным системам теплоснабжения. Сегодня, отметил эксперт, есть уникальная возможность создания новых механизмов привлечения инвестиций в когенерацию, инфраструктуру, в том числе за счет концессионных соглашений. Важно найти подходы к модернизации всей системы: от источника до потребителя.
Айрат Сабирзанов, первый заместитель генерального директора — директор по экономике и финансам АО «Татэнерго», подчеркнул, что ключевая задача развития отрасли – повышение энергоэффективности и экологичности. В текущем моменте с учетом значения когенерации важно сосредоточиться на реализации проектов модернизации генерирующих мощностей тепловых электростанций с использованием инновационных ПГУ.
Участники дискуссии сошлись во мнении, что полноценная жизнь людей на возобновляемых энергоресурсах возможна. Вектор развития ВИЭ и призывы к отказу углеродного топлива, развитие водородной энергетики и новых видов потребления не исключает традиционную энергетику. Мировое энергетическое агентство к 2050 году оставляет достаточно существенную роль традиционных ископаемых источников в мировом энергобалансе, почти 43%: уголь 21,6%, газ 21%.
Климатические и географические условия Россия — холода и необходимость обеспечивать людей тепловой энергией — сохраняют значение традиционной энергетики, но не исключают развития новых видов генерации. Необходим пересмотр подхода к организации российских тепловых электростанций с упором на повышении энрегоэффективности. В рамках климатической повестки важно найти баланс и в стоимости энергии, и в этапах развития электроэнергетического отрасли.