НОВОСТИ

5 октября 2017

Природный газ в качестве моторного топлива – не далекое будущее, а реальность

В «Экспофоруме» состоялся круглый стол «Использование компримированного природного газа в качестве моторного топлива. Развитие газомоторной инфраструктуры». На встрече эксперты говорили о том, что в России мешает повсеместному использованию природного газа в качестве моторного топлива и какие существуют меры для стимуляции этого процесса.
С каждым годом потребление природного газа в качестве моторного топлива растет, однако темпы роста могли быть и больше. Одна из причин, которая сдерживает массовый переход транспорта на газ, – нехватка газомоторной техники, ее дороговизна и сложности в сервисном обслуживании.

В 2016-2017 годах Минпромторг России стимулировал спрос на газомоторную технику посредством предоставления субсидий. По словам заместителя директора департамента автомобильной промышленности и железнодорожного машиностроения Минпромторга России Светланы Сальниковой, в 2017 году будет субсидировано 2500 единиц техники. Сумма субсидий, предоставленных в первом полугодии, составила 550 млн рублей. Выделенный на год лимит субсидирования составил 3 млрд рублей. «Однако в следующем году в рамках госпрограммы Минпромторга России мероприятия по стимулированию газомоторной техники не запланированы. Это связано с тем, что Минтрансом России разработана собственная программа с разделением на подпрограммы по видам транспорта, в которой предусмотрены мероприятия по стимулированию газомоторной техники на 2017-2022 годы», – сообщила Светлана Сальникова.

Участники обсуждения высказали мнения, что без субсидий переход российской техники на природный газ может замедлиться, поскольку большая часть газомоторного транспорта покупалась именно под эту программу. Модератор круглого стола, заместитель генерального директора компании «Газпром газомоторное топливо» по коммерческим вопросам Денис Корниенко согласился с коллегами, что в этом вопросе много нюансов, в частности газомоторное топливо стоит дешевле, чем традиционное, а вот техника на газу – дороже. Именно поэтому покупают ее плохо. «Однако не стоит ориентироваться только на госвыплаты, необходимо увеличить объемы производства газомоторной техники, а не отбивать маржу через субсидии», – говорит Денис Корниенко.

Основную часть российского газифицированного парка составляют небольшие грузовики и пассажирские автобусы, однако в последние годы к ним добавился и легковой транспорт. Так, концерн «АВТОВАЗ» разработал и уже выпустил в продажу газовую версию Lada – Лада Веста CNG. Запас хода такого автомобиля в полностью заправленном состоянии составляет до 1000 км. В этом году производитель планирует продать 500-700 автомобилей на природном газе, в следующем – увеличить эту цифру до 1,5-2 тысяч. Более того, производитель активно развивает сеть сервисных центров по обслуживанию газомоторных автомобилей.

Масштабную работу по развитию российского рынка газомоторного топлива и увеличению количества техники и транспортных средств, работающих на природном газе, проводит «Газпром». В частности, в «Газпроме» принята программа по переводу собственного автопарка техники на природный газ. С начала действия программы порядка 7000 единиц техники компании работают на природном газе, а также закуплено более 100 единиц мобильной автозаправочной инфраструктуры. Планируется, что доля газомоторной техники в структуре транспортного парка компании по итогам 2017 года составит 34%, или 9693 единицы транспортных средств.

Участники дискуссии определили несколько причин, которые мешают сделать более массовым переход на природный газ в качестве топлива.

Во-первых, меры стимулирования приобретения газомоторной техники не должны ограничиваться субсидиями. В частности, хорошей помощью могло бы стать снижение таможенных пошлин.

Во-вторых, нормативная база по использованию компримированного природного газа в качестве газомоторного топлива забюрократизирована и содержит устаревшие регламенты.

В-третьих, мешает дороговизна эксплуатации машин на газу. В качестве примера был приведен опыт Мосгортранса: перевод парка на газ потребовал от компании вложить в инфраструктуру 250 млн руб., что сразу же сделало проект газификации едва ли не рентабельным. Еще одна причина – зависимость российского рынка от импортного газобаллонного оборудования.

Но, пожалуй, самый мощный барьер на пути газомоторного топлива – позиция и предубеждения потребителя. Кроме объективных страхов – несовершенства нормативной базы, невысокое количество газовых автозаправочных станций, есть и иррациональные, связанные с наличием газового баллона в автомобиле или автобусе.

Оставить комментарий