Транспортная инфраструктура становится доступнее для маломобильных пассажиров
Участники круглого стола «Улучшение доступности объектов транспортной инфраструктуры для маломобильных групп населения…» обсудили, насколько общественный транспорт Петербурга приспособлен для пассажиров с ограниченными возможностями.
В развитом государстве окружающая среда должна быть полностью доступной для того, чтобы люди с инвалидностью не испытывали дискриминации ни в чем — ни при покупке товаров в магазине, ни в получении образования или устройстве на работу, ни в путешествиях или просто поездках по городу. Для этих целей и была написана «Конвенция о правах инвалидов», которую в 2004 году подписали 173 государства. Российская Федерация присоединилась к этому документу в 2008 году.
Тем не менее, согласно материалам опроса «Национального центра проблем инвалидности», в России лишь 46% людей с инвалидностью ежедневно выходят на улицу и 27% — не реже 3 раз в неделю. 87% людей с инвалидностью чувствуют свою зависимость от доступной окружающей среды. 72% опрошенных на вопрос том, в какой сфере они в наибольшей степени ограничены в выборе и испытывают наибольшие трудности с недоступностью среды, ставят на первое место общественный транспорт и транспортную инфраструктуру. Свободному передвижению маломобильных пассажиров препятствуют ступени, отсутствие пандусов и поручней, подъемников, большое расстояние от платформы до входа в вагон, узкие двери и турникеты, отсутствие брайлевских, крупных и контрастных указателей.
По словам начальника отдела социальной защиты инвалидов Управления социального обслуживания населения Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга Натальи Богуш, в Петербурге активно ведется работа по повышению доступности не только объектов транспортной инфраструктуры, но и услуг в этой сфере. Для этого в ряд региональных нормативных актов внесены изменения, которые определяют виды помощи инвалидам и дают полномочия местным органам власти. «В частности, все вводимые объекты должны быть доступны для маломобильных групп граждан. Если же доступность объекта в ходе строительства или реконструкции обеспечить не получается, необходимо принимать другие меры для того, чтобы инвалиды не были ущемлены в своих правах», — говорит Наталья Богуш. Она добавила, что к 2020 году доступность транспортной инфраструктуры в Петербурге должна составить 84%.
Заместитель начальника Петербургского метрополитена Игорь Выборнов рассказал, что в метро уже в течение двух лет успешно реализуется программа по обеспечению доступности транспортной инфраструктуры. «Мы создали специальное подразделение для обслуживания маломобильных групп населения по аналогии с московским метрополитеном, сейчас идет активное формирование штата. Эта программа работает более чем на 60% станций, там, где самый большой пассажиропоток. Принципиальная разница с тем, что было до создания подразделения- раньше маломобильным пассажирам помогали сотрудники подразделения транспортной безопасности, которые отвлекались от основных обязанностей и обслуживали только инвалидов в колясках. Теперь это подразделение обслуживает всех пассажиров, которые входят в маломобильную группу, включая женщин с колясками, пожилых людей», — сообщил Игорь Выборнов. Он также добавил, что все работники новой службы в обязательном порядке проходят специальное обучение.
Кроме этого, в метрополитене устанавливаются стационарные лестничные подъемники, вестибюли станций оснащаются речевыми радиоинформаторами «Говорящий город», соответствующим образом оборудуются уличные входы.
Начальник Управления автобусными перевозками СПб ГУП «Пассажиравтотранс» Ольга Морозова сообщила, что 92,6% подвижного состава предприятия соответствует требованиям доступности. По городу курсируют низкопольные автобусы, в салонах пассажиров информируют о маршруте как с помощью голосовых сообщений, так и бегущей строкой.
Однако зачастую работы по повышению доступности транспортной среды, выполненные в соответствии с установленными нормами и правилами, не соответствуют потребностям инвалидов. Об этом на круглом столе говорили представители общественных организаций инвалидов. Дело в том, что инвалиды должны принимать непосредственное участие в подготовке и принятии решений по доступности среды. Но в силу разных причин этого не происходит. В том числе и потому, что недостаточно проработаны или отсутствуют отдельные требования нормативных документов по обеспечению доступности объектов транспортной инфраструктуры. Отсутствует поддержка правовых норм в документах по проектированию и строительству, а также в стандартах на транспортные средства и их информационное обеспечение. Нет общих единых параметров и критериев оценки доступных услуг пассажирского транспорта.
«Все говорят о доступной среде, но никто не знает, как она выглядит. Поэтому нам необходимы стандарты, которые бы устанавливали единые параметры и их критерии, а также методы комплексной оценки доступности услуг пассажирского транспорта для маломобильных пассажиров», — считает руководитель научно-исследовательскогоотдела ЭКЦ «Эврика», ведущий эксперт системы добровольнойсертификации Эльвира Асылгараева.