Заботу о стариках хотят сделать системной и законной
19 апреля на форуме прошел круглый стол «Реализация «Стратегии действий в интересах граждан старшего поколения. Создание в России системы комплексного медико-социального сопровождения граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов». Специалисты обсудили межведомственное сотрудничество в организации помощи пожилым – пока что медицина и социальная служба развиваются сами по себе.
От имени председателя Законодательного собрания Санкт-Петербурга участников поприветствовал депутат, председатель регионального отделения Союза пенсионеров России Борис Ивченко.
«Старшее поколение – та основа, которая требует постоянного внимания, она развивает и передает традиции общества. Мы обязаны поддерживать это поколение, думать о нем», – сказал он.
Эксперт рассказал о повышении качества жизни пожилых людей и совершенствовании нормативной базы предоставления комплексной медико-социальной помощи на федеральном и региональном уровнях.
«Люди старшего поколения – это духовно-нравственный, интеллектуальный и трудовой резерв нашего общества, поэтому ему уделяется столько внимания», – подчеркнул он.
По его словам, геронтологические вопросы – внутренняя часть общей проблематики, а сама геронтология включает гериатрию, герогигиену, геронтопсихологию. Что касается активного долголетия, то его стоит рассматривать как комплекс мероприятий – от отдельных мероприятий (компьютерных чемпионатов, спартакиад) до законотворческой работы и общественной оценки проектов.
Исполнительный директор Северо-Западного института гериатрии и социально-медицинского проектирования Анатолий Финагентов обозначил проблемы создания в России единой системы медико-социальной помощи. Так, структуры здравоохранения и социальной защиты могли бы обмениваться информацией, совместно строить планы и реализовывать индивидуальные программы, организовать мобильные медико-социальные группы.
«Все говорит о том, что нам нужен новый закон о медико-социальной помощи на федеральном и региональном уровнях. Для целостной системы в России нужно наладить взаимодействие на уровне федеральных округов», – сказал он.
По словам спикера, требуются работа с нормативной базой, введение системы гериатрической оценки (из 1200000 пожилых в регионе в медико-социальной помощи сегодня нуждаются около 400 000 человек и еще 50 000 нуждаются в услугах на дому); важно утвердить положение о гериатрической службе, построить планы работы, модернизировать систему социальной защиты.
«На стандартный прием участкового в поликлинике отведено 7 минут. Как могут гериатры успеть поработать с пожилыми в такое время?» – задается вопросом исследователь.
В ходе круглого стола специалисты обсудили модели взаимодействия государственных структур в деле помощи престарелым людям, прозвучало 11 докладов. Эксперты отметили: в стране уже есть программные документы, например, Стратегия действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года, а нормативной базы нет. Необходимо принимать и реализовывать законы, касающиеся медико-социальной помощи.
Организаторами круглого стола выступили Министерство труда и социальной защиты России, Министерство здравоохранения России, Общественный совет по проблемам граждан старшего поколения, ветеранов и инвалидов, «ЭкспоФорум-Интернэшнл».
Напомним, в 2016 году Правительство России утвердило Стратегию действий в интересах граждан старшего поколения до 2025 года и план мероприятий по реализации ее первого этапа. Документ посвящен улучшению качества жизни людей старшего поколения. При его разработке учитывались нормы Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Мадридского международного плана действий по проблемам старения населения 2002 года.
В Санкт-Петербурге создаются благоприятные условия для людей «серебряного возраста». В 2017 году Правительство города утвердило региональный план мероприятий на 2017–2020 годы по реализации первого этапа Стратегии, который координирует работу петербургских органов власти и объединяет 26 мероприятий, включая форум «Старшее поколение», в том числе предусмотренных 8 действующими городскими программами. План претворяют в жизнь 32 исполнительных органа государственной власти – 14 отраслевых органов и 18 администраций районов.