Канис-терапия не развлечение, а серьезная наука
16 декабря в рамках интерактивной зоны на «Зоошоу» Мария Мальцева, директор ассоциации поддержки и развития канис-терапии, развеяла мифы вокруг этой специфической области медицины.
Канис-терапия в Европе, США и Канаде считается методом неврологической, психотерапевтической, социальной реабилитации пациентов. На данный момент этот метод признан медицинским сообществом и развивается на научной основе. До недавнего времени в России канис-терапией в большинстве случаев занимались отдельные энтузиасты, не имеющие нормативов, методических рекомендаций специалистов соответствующей медицинской направленности. Недавно была создана Ассоциация развития и поддержки канис-терапии, которая объединяет врачей разных специальностей: неврологов, психологов, психиатров, психотерапевтов, реабилитологов, а также педагогов, биологов, ветеринарных врачей, социальных работников, специалистов по подготовке собак-терапевтов и собак-поводырей.
«У нас в стране канис-терапию позиционируют как разновидность кинологии – собаководства. Но это в той же мере кинология, как рентгеновский снимок – радиология или ядерная физика. Это в первую очередь медицинская технология реабилитации, в которой участвует собака. Да в общем-то мы все рождаемся с тем, что психологи называют «положительным архетипом» с врожденной подсознательной любовью к собаке. И это не просто слова: в Америке было исследование, которое подтвердило наличие этого положительного архетипа. Вся канис-терапия – это по большому счету игра с собакой, но игра хитрая по медицинской технологии», – разъяснила Мальцева.
Не все четвероногие питомцы могут быть использованы в качестве «докторов». Собаки с неустойчивой от природы психикой плохо подходят для лечебных целей. Речь о мелких породах и «бойцах». «Собаку сначала отбирают по поведенческим тестам. Смотрят не на уровень ее дрессировки, а на ее природные реакции на разные раздражители. Если собака не агрессивна, если видно, что она хочет учиться, что она терпелива, вменяема и у нее хорошая нервная система, то мы начинаем ее учить. И когда собака прошла все этапы обучения, она сдает экзамен и получает свидетельство «Собака — средство реабилитации пациента», – объяснила Мальцева.
Неспециалисты часто путают канис-терапию с программами «дог-адвентор». Дог-адвентор – это посещения с собаками людей, которые нуждаются в общении, положительных эмоциях и расширении кругозора, то есть в досуге и неспецифической социальной поддержке. В этом случае диагностика не проводится и реабилитационные цели не ставятся. Такие посещения могут проводить врачи, психологи, педагоги, имеющие собак, и даже кинологи, прошедшие обучение для работы с людьми и понимающие специфику физического и психологического состояния посещаемых с учетом проблем их здоровья и возраста. Собака для такой работы также проходит через тестирование. Тест выявляет, насколько собака безопасно себя ведет по отношению к посещаемому вне зависимости от его действий. Обученная собака не будет лаять, суетиться, навязчиво приставать, сбивать с ног и уж тем более рычать и кусаться даже в экстремальных ситуациях, если, например, ей наступят на лапу, хвост или будут громко ругаться прямо над ее головой.