«Приведение нормативов к реальности дает реальный экономический эффект!»
26 июня в рамках конгрессной программы РМЭФ-2019 прошло открытое заседание научно-экспертного совета на тему «Энергетическая стратегия и доктрина энергетической безопасности РФ».
Леонид Рокецкий, председатель научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации ФС РФ, в приветственном слове рассказал о «болевых» точках российской энергетики. «Принятие закона об энергетике когда-то дало большие надежды: он поднимал роль энергетики и науки, становился законодателем в производственной жизни, строительстве. Постепенно стало понятно, что закон не работает так, как ожидали. Появились новые понятия, новые высоты. Сейчас наша главная задача – мониторинг и внесение изменений в закон об энергоэффективности. Но мы предлагаем изменения, а их не принимают. Нам активно приходится заниматься возобновляемой, малой энергией, но энергетики России – далеко не передовики в этой сфере. В материалах, которые издаются ООН, наша страна не указана. Мы отстаем и в технологиях, и в машиностроении. Мы предлагаем решать конкретные вопросы энергосбережения, но получаем ответ: «Не до этого». Хотели отдать эти вопросы регионам, но ни городские, ни областные власти не имеют полномочий по энергоснабжению», – высказался Рокецкий. По мнению спикера, сейчас нужно внести конкретные поправки в законодательство. «Никто в стране не отвечает за бесперебойное надежное энергоснабжение, Минэнерго отвечает только за надежную политику. Мы хотим возобновляемую энергию, но ничего не получается. А не пора ли малую энергию передать в регионы? Но для этого нужен закон. Себестоимость энергии – 32%, а 65% тарифа формируется в сетях. А не много ли это? Нет смысла покупать энергию для Красноярска в Псковской области, а такое случается. Мы не можем побороть или мгновенно поменять существующие реалии, но посомневаться и задуматься можем, а со временем сдвинет дело «с мертвой точки», – заключил Рокецкий.
Задача экспертного сообщества – если не снять все проблемы в энергетике, то по крайней мере создать условия, чтобы их было меньше, полагает Игорь Ананских, первый заместитель председателя комитета по энергетике ГД РФ. «Одно из проблемных направлений – соглашение о климате и это о большой экономике, а не о климате. К сожалению, сегодня наша зеленая энергетика(возобновляемая) в разы дороже той энергетики, которая есть. Кроме того, государство не стимулирует развитие этого сегмента энергетики. Необходим новый закон, который разрешил бы ставить на частных домах солнечные батареи до 15 кВт для собственных нужд, а излишки продавать сетям», – уверен эксперт. Для этого необходимо предусматривать систему поощрений – так, люди ставят на своих участках ветряки, солнечные батареи, их установка обходится приблизительно в миллион рублей. «А свет стоит 6 рублей, срок окупаемости сумасшедший. Надо дать возможность продавать сетям излишки», – говорит Игорь Ананских.
Еще одна проблема, которая влияет на нормальное функционирование отрасли – «недозагрузка» мощностей, говорит президент ассоциации «Росэлектромонтаж» Юрий Солуянов. «Мы проводили замеры по трансформаторным подстанциям и распределительным пунктам Центрального РЭС Казани. Он показал, что только 17% подстанций загружены на три четверти. Более половины используют мощности только на 15%, еще 30% ТП – загружены не более чем на треть. Похожая ситуация в Магнитогорске, Красноярске и Нижнем Новгороде», – рассказал Солуянов. Одна из причин – завышенные расчетные нормативы потребления для жилья. «Сегодня удельные нагрузки в жилье не растут, потому что бытовая техника имеет энергосберегающие технологии такие, что в несколько раз ниже. Мы занимались этим вопросом в Татарстане. Если посмотреть то, что закладывается в проектах и что фактически происходит, то мы видим огромную разницу. Мы разработали новые нормативы и правительство Татарстана будут их закладывать при новом строительстве. По детским садам данные в полтора раза меньше по сравнению с сегодня рассчитанным. Коттеджные поселки мало исследованы, но вывод один – нигде в поселках больше 7кВт не получается, а норма на индивидуальный дом – 15 кВт. Можно снижать установленную мощность в 2 раза. По Северо-Западу – самый большой показатель – 33% в поселке Лехово. А 15% – степень использования заявленной мощности льготными категориями потребителями», – констатирует Юрий Солуянов. Приведение нормативов к реальности дает реальный экономический эффект. «На базе нового комплекса в Татарстане «Салават Купере» мы провели сравнительный анализ. При расчете по существующим нормативам необходимо 5, 6 кВт, по методике Ассоциации «Росэлектромонтаж» – 3 кВт, разница в 2, 5 кВт дает экономический эффект от внедрения предлагаемой методики более 19 млн руб. только на небольшом участке комплекса. Разработанная методика позволяет существенно снизить бюджетные расходы на электрическую часть вводимых застроек. Только в Республике Татарстан ожидаемый экономический эффект составит более 1 млрд. рублей», – подсчитал Солуянов.
Центральным событием заседания совета стал доклад Владислава Озорина, руководителя отделения НЭС по СЗФО, «Энергетическая безопасность России на современном этапе. Приоритеты, задачи, решения (Реализация Указа Президента РФ от 13 мая 2019 г. №216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»)». Энергетическая стратегия на период до 2030 года, принятая в 2009 году, устарела. Согласно майскому Указу Президента, предстоит переработать проект энергетической стратегии до 2035 года. Цель – снизить энергоемкость валового внутреннего продукта. Основные направления по обеспечению безопасности – совершенствование государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности, поддержание минерально-сырьевой базы ТПК и основных производственных фондов организаций на необходимом уровне. «Совершенствование территориально-производственной структуры ТПК с учетом необходимости укрепления единства экономического пространства РФ. Обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций ТПК и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий. Обеспечение технологической независимости ТПК и повышение его конкурентоспособности – цель новой энергетической стратегии», – говорит Владислав Озорин.