НОВОСТИ

23 сентября 2020

Российские судостроители обсудили текущую ситуацию в импортозамещении и локализации

18 сентября прошел онлайн-семинар «Практические аспекты импортозамещения и локализации в судостроении России».
В качестве модератора выступил Виктор Цукер, информационно-издательская компания «Морской Петербург», задавший необходимый тон предстоящему вебинару: «Цели, которые мы сегодня преследуем – это проинформировать российских производителей судового комплектующего оборудования о текущей ситуации в отрасли, перспективных направлениях в привязке к конкретным судостроительным проектам и о ближайших мерах государственной поддержки. Мы поговорим о непростых условиях, бросающих всем нам вызов».

 

О судовых материалах на проектах «ССК «Звезда» рассказал Олег Квасников, заместитель генерального директора АО ЦКБ «Лазурит».

«Было создано специальное подразделение конструкторского бюро, обеспечивающее закупки судостроительного завода. Безусловно, мы пытаемся вести работы по импортозамещению, как судового комплектующего оборудования, так и судовых материалов. Но, в настоящее время, сталкиваясь с конкретной проблемой установки оборудования, у нас практически никогда не бывает времени для проведения опытно-конструкторских работ. Как правило, все происходит в процессе строительства. Поэтому приходится искать компании, которые располагают серийной продукцией, либо тех, кто готов к доработке под техническим наблюдением регистра судоходства. Это самое основное требование. Тут же мы сталкиваемся со сроками исполнения. Мы не можем включить требования относительно российской продукции, так как нет технических возможностей в соответствии с 719-ым постановлением, чтобы закупать отечественное оборудование. Есть одна лазейка – это постановление правительства № 925 «О приоритете товаров российского происхождения». Оно дает существенную фору по стоимости. Все наши заказчики коммерческие. Надо всегда помнить, что судостроители находятся под прессом своих контрактов. Цена «твердая» и с кем-то договариваться практически нереально», – посетовал спикер.

Олег Квасников предложил провести совместный анализ (пока балльная система о состоянии не принята), дабы зафиксировать, какие фактические показатели импортозамещения могут быть нацелены на конкретные задачи.

Продолжил дискуссию Дмитрий Стоянов, заместитель генерального директора по гражданской морской технике АО «ЦНИИ «Курс», описав меры государственной поддержки импортозамещения и локализации в судостроении и выделив цели, задачи и механизмы реализации импортозамещения в судостроительной отрасли: «Цели следующие – это обеспечение национальной государственной безопасности РФ, достижение технической независимости в критических областях, развитие существующих и перспективных производств и технологий. Под задачами понимают следующее: расширение производства высокотехнологичных, наукоемких судов и морской техники для освоения шельфа, увеличение доли отечественного судового комплектующего оборудования в проектируемых, строящихся, ремонтирующихся и модернизируемых судах и других плавсредствах».

Дмитрий Стоянов сделал акцент на постановлении правительства № 719«Оподтверждении производства промышленной продукции на территории РоссийскойФедерации». Проект постановления включает применение механизма перехода на балльную систему оценки критериев уровня локализации. Переход на балльную систему является внедрением более гибкого иудобного подхода к формированию и выполнению требований к продукции, когда заказчики судов и верфи смогут сами выбрать какимипозициями СКО им удобно набрать нужное количество баллов с учетомтехнологических особенностей судна. Идеи постановления таковы: перспективы развития нормативно-правового поля в части импортозамещения, стимулирование производителей и заказчиков изготавливаться суда с более высоким уровнем локализации и более гибкое осуществление нормативно-правового регулирования отрасли.

Виталий Кочуров, начальник отдела аудита поставщиков и импортозамещения Департамента развития поставщиков и координации ОКР, посвятил свое выступление импортозамещению судового комплектующего оборудования на рыбопромысловых судах, строящихся в АО «ОСК».

«В 2020 году ПАО «Невское ПКБ», общество группы ОСК, разработало проект модульного многоцелевого сухогрузного судна – шифр Финвал-8000. В июле 2020 года Департамент развития поставщиков и координации ОКР организовал совещание для потенциальных российских поставщиков судового комплектующего оборудования. В совещании участвовало свыше 40 поставщиков. В настоящее время ПАО «Невское ПКБ» активно получает коммерческие предложения по судовому комплектующему оборудованию для данного проекта. Более того, мы планируем запустить открытый портал поставщиков, который будет интегрирован внутри ОСК и общих групп ОСК непосредственно ИПКБ и верфей. Сейчас практически завершена подготовительная фаза и мы будет выходить из тестового режима на закупочные процедуры, портал будет охватывать все вопросы, касающиеся российских и зарубежных поставщиков. Это несколько облегчит поиск», – заметил эксперт.

С разработкой конструкторско-технологической документации, как для подготовки судоремонтного производства, так и проведения модернизации и переоборудования кораблей, и судов иностранной постройки в составе военно-морского флота, познакомил участников онлайн-конференции Дмитрий Крылов, АО «51 ЦКТИС».

«Для нашей организации всегда актуальны вопросы замены неремонтопригодного, устаревшего или вышедшего из строя оборудования иностранного производства. Из практики удается подобрать замены следующих категорий оборудования: насосное оборудование, вентиляционное оборудование, компрессоры сжатого воздуха, сепараторы и пр. Но при проведении замены на отечественную продукцию возникают дополнительные работы по причине того, что данное оборудование не аналогично тому, что установлено на судах военно-морского флота. В итоге это сказывается на решении заказчика. Хочу обратить внимание на то, что отечественная промышленность не может предложить однозначные замены для некоторых категорий», – высказал свое мнение профессионал отрасли.

По словам Константина Князевского, заместителя генерального директора по строительству флота ФГУП «Атомфлот», атомный ледокол несколько отличается от транспортного судна тем, что основное оборудование – это оборудование, которое разрабатывается под конкретное направление. Оратор обозначил основные моменты применения отечественного оборудования при строительстве атомных ледоколов ЛК-60 и назвал те, над которыми сейчас работает организация. Например, универсальный ледокол «Арктика» на сегодняшний день готов на 99,9%. Техническая готовность ледокола «Сибирь» составляет 75,2%. Следующий этап при его оснащении – это загрузка ядерного топлива в 2020 году, в 2021 году – швартовые и ходовые испытания. 2-ой серийный ледокол «Урал» готов на 57%, к тому же реализуются проекты 3-й серийный ледокол «Якутия» и 4-й серийный ледокол «Чукотка».

Спонсором вебинара выступил «Газпромбанк» (Акционерное общество).

Оставить комментарий