Новые технологии в дорожном строительстве и сложности их внедрения
Новые разработки в сфере дорожного строительства обсудили эксперты круглого стола «Инновации и новые технологии в дорожном строительстве». В том числе речь шла о сложностях при внедрении новых технологий.
О новых перспективных технологиях, которые пока плохо приживаются в дорожном строительстве, подробно рассказал генеральный директор ассоциации «АСДОР» Юрий Агафонов. В частности, по его словам, до сих пор не применяется такой новый материал, как дренирующий асфальтобетон. Он представляет собой пористый материал, применяемый для покрытия автомобильных дорог поверх обычного плотного асфальтобетона и обеспечивающий быстрый отвод воды с поверхности дороги. Юрий Агафонов посетовал, что не налажен процесс продвижения и внедрения данного материала в дорожном строительстве, хотя он мог бы успешно использоваться, например, на платных автодорогах.
«Проблема применения дренажного асфальтобетона в том, что он дороже, чем любой другой материал, однако через некоторое время его использование дает колоссальный экономический эффект», — сказал Юрий Агафонов. «Очевидно, что построить новый завод по выпуску, например, дренажного асфальтобетона — это полдела. Далее принципиально важно его продвижение на рынке», — пояснил глава ассоциации «АСДОР».
Есть ещё одна интересная инновационная разработка — новый многофункциональный бетонный асфальтокаток, который также пока не применяется в дорожном хозяйстве России. «Можно ожидать, что очень скоро эта разработка будет, например, продана в Китай, и потом мы будем закупать такую технику именно там», — прокомментировал Юрий Агафонов.
По его словам, фактически в государстве нет воли, которая могла бы запустить механизм внедрения инноваций в сфере инфраструктурного строительства. Ни Минтранс, ни Росавтодор не занимаются этим системно, говорит Юрий Агафонов.
«Кроме того, никто сейчас не знает, не понимает, сколько у нас в стране существует этих инновационных разработок. Поэтому нужно формировать реестр новейших технологий, выстроить работу с Федеральным дорожным агентством, определить пилотные и конструкторские работы по разным отраслям. И тогда мы сможем быстрее продвинуться в данном направлении», — заключил Юрий Агафонов.
О сложностях по внедрению инноваций при строительстве дорог говорила и Наталья Майданова, заместитель директора по качеству ОАО «АБЗ-1». Она рассказала, что при использовании новых материалов возникают проблемы с внедрением стандартов. Например, некоторые производители не знают, как выбрать правильный конструктив и решение. «Очевидно, что всё новое сложно входит в нашу жизнь», — заключила она.
Тем не менее новые разработки используются в дорожной сфере. По словам начальника лаборатории СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» Андрея Дёмина, дорожными строителями в последнее время стали использоваться «более каркасные смеси», а за счёт жёсткого контроля качества стало возможным использование модифицированных смесей в нижних слоях покрытия. Еще один перспективный материал — это асфальтогранулят, который в том числе помогает снизить негативное воздействие на окружающую среду. «Сейчас мы можем применять эту крошку при дорожном строительстве и ремонте. У нас есть два объекта, где применялся этот материал, и мы третий год за ними наблюдаем. Это Садовая улица и Бестужевская улица», — сказал Андрей Дёмин.
По его словам, поле для применения новых технологий в дорожном строительстве и ремонте самое широкое. В 2021 году Дирекция транспортного строительства проводит работу по строительству и реконструкции на 15 объектах. Уже сданы Лиговский путепровод, обход Красного села и Софийская улица. Кроме того, будут отремонтированы дороги по 57 адресам, а также 22 км трамвайных путей.