НОВОСТИ

2 февраля 2021

Россия и Германия: технологическое партнерство в области судостроения

1 февраля состоялась онлайн-конференция «Россия и Германия: технологическое партнерство в области судостроения». Мероприятие было организовано Российско-Германской внешнеторговой палатой совместно с ООО «НЕВА-Интернэшнл» при поддержке отделения судового и оффшорного оборудования Союза машиностроителей Германии. Приглашенные эксперты осветили различные аспекты взаимодействия представителей морской индустрии России и Германии и обозначили пути дальнейшего укрепления деловых связей.

В России действует около 500 предприятий в сфере судостроения, из них 180 верфей, остальные производят судовое оборудование и оказывают сервисные услуги. По данным, приведенным директором филиала Северо-Запад Российско-Германской ВТП, заместителя главы Представительства немецкой экономики в РФ Владимиром Никитенко, более 60% внешней торговли России приходится на морской транспорт. Новые возможности открываются в свете развития Северного морского пути. Так, на период до 2024 года поставлена цель довести объем перевозок по Севморпути до 80 млн т. Россия планирует привлечь зарубежных партнеров к сотрудничеству в области строительства инфраструктуры, защиты окружающей среды в Арктике и пр.

Руководитель отделения судового и оффшорного оборудования Союза машиностроителей Германии Хауке Шлегель сделал обзор состояния отрасли судостроения в Германии. В Союз входит более 3 тыс. компаний, из них 250 представляют судостроителей и поставщиков комплектующих. Всего в Германии работает около 400 поставщиков судового оборудования, а с учетом малого бизнеса – свыше 2 тысяч. И по этой позиции страна занимает лидирующее положение в мире.

Среди ключевых тенденций, которые оказывают влияние на немецкий рынок судостроения, г-н Шлегель назвал повышение требований к надежности и безопасности продукции, активное внедрение цифровых технологий и оптимизацию расходов при сохранении высокого качества. «Эти тренды сформировали потребность в поставке комплексных систем, а не отдельных компонентов. Сегодня нужно учитывать весь жизненный цикл судна – от спуска на воду до утилизации. И в этой связи возрастает роль кооперации и взаимодействия, в том числе с зарубежными партнерами», – подчеркнул он.

Для России Германия была и остается одним из значимых торговых партнеров, хотя общее сокращение мирового товарооборота вследствие пандемии затронуло и российско-германские отношения. По оценке начальника отдела гражданской и морской техники департамента судостроительнойпромышленности и морской техники Министерства промышленности и торговли Российской Федерации ИльиПомылева, безусловными точками дальнейшего роста российско-германской торговли являются несырьевой экспорт и глубокая промышленная кооперация, в том числе в сфере судостроения.

Руководитель Центра локализации АО «ЦНИИ «Курс» Дмитрий Стоянов представил участникам онлайн-конференции другой крупный российский проект – судостроительный комплекс «Звезда» в Приморском крае. Это первая в России верфь крупнотоннажного судостроения, способная удовлетворить потребности российских заказчиков в строительстве морской техники для обеспечения добычи природных ресурсов на континентальном шельфе страны. Подтвержденный портфель заказов «Звезды» насчитывает 120 судов, в том числе 15 газовозов, которые раньше в России не строились. В непосредственной близости от новой верфи ведется строительство технопарка, куда приглашаются компании, заинтересованные в сотрудничестве со «Звездой».

Кроме того, Дмитрий Стоянов акцентировал внимание коллег на нормативной базе по локализации производства в России. Сейчас на итоговой стадии согласования в Правительстве РФ находится новая редакция постановления, которое устанавливает уровень локализации для 75-ти типов судов, а также требования по технологическим операциям, материалам и пр. «Каждой позиции будет присваиваться определенное количество баллов, – объяснил он. – Чтобы построить судно в России и оно считалось российским, надо набрать некоторое количество баллов: до 2023 года – 2400 баллов, а позднее – еще больше. В этой связи спрос на комплектующие российского производства будет возрастать, а прямые поставки из-за рубежа будут все меньше востребованы, поскольку на них не будут начисляться баллы. Таким образом, у компаний, которые хотят сохранить свое присутствие или увеличить долю на российском рынке, выход один – локализация производства в России». Исследование, проведенное ЦНИИ «Курс», показало, что в России наиболее востребовано спецоборудование для судов-газовозов (компрессоры, насосы, арматура для СПГ), а также общесудовое оборудование: краны, лебедки, а самые дефицитные изделия – это двигатели и дизель-генераторы. По всем этим направлениям Россия готова к международной кооперации.

Большие возможности по установлению и укреплению деловых связей дает международная выставка и конференция «НЕВА», которая состоится 21-24 сентября 2021 года в Санкт-Петербурге. «Мы ожидаем участия более 600 российских и зарубежных компаний, а также представителей профессиональных ассоциаций и органов власти, – поделился генеральный директор ООО «НЕВА-Интернэшнл» Александр Ульянов. – На данный момент уже зарезервировано более 85% выставочных площадей. При этом компании в этот раз значительно увеличили площади экспозиции по сравнению с предыдущими выставками. В этом году выросла доля уникальных новых экспонентов. Уже сейчас подтверждено семь национальных павильонов, на стадии согласования находятся еще пять национальных павильонов».

По словам Хауке Шлегеля, работа в формате национального павильона приносит максимальный эффект, особенно для новичков, которые еще только знакомятся с российским рынком. Немецкие предприятия проявляют большой интерес к участию в «НЕВЕ» и возлагают большие надежды на плодотворное взаимодействие с российским бизнесом.

На сессии, посвященной технологическому партнерству и локализации, исполнительный директор ассоциации «Кластер производителей судового оборудования и предприятий судостроительной отрасли» Сергей Волков рассказал о промышленном потенциале Ленинградской области и затронул основные трудности, с которыми сталкиваются иностранные компании при выходе на российский рынок. По его мнению, большие перспективы для международной кооперации заложены в применении водорода в качестве альтернативного судового топлива.

Главный конструктор проектно-конструкторского бюро «Невское» Михаил Руденко представил проект научно-экспедиционного судна «Альбатрос» для Арктики и Антарктики, которое разрабатывается совместно с Адмиралтейскими верфями, где планируется его строительство, и Институтом Арктики и Антарктики, который будет его эксплуатировать. Новое судно совмещает в себе сеть функций – пассажирского, научно-исследовательского, танкера, сухогруза, контейнеровоза, вертолетоносца и ледокола. Создание таких судов – общемировой тренд, при этом российская модель по габаритам станет крупнейшей в мире и будет иметь экспортный потенциал. В процессе строительства потребуются современные комплектующие высокого ледового класса для использования в условиях экстремально низких температур.

Генеральный директор Мекленбургского литейного производства д-р Ларс Грайтш ознакомил коллег с современными методиками специального литья для судостроения, поделился опытом цифровизации процесса испытаний винтового оборудования, применения 3Д-моделирования и аддитивного производства.

Прошедшая онлайн-конференция «Россия и Германия: технологическое партнерство в области судостроения» состоялась в рамках программы международных морских онлайн-конференций, которые с ноября 2020 года по май 2021 года проводит ООО «Нева-Интернэшнл», организатор выставки и конференции «НЕВА», в сотрудничестве с отраслевыми союзами и ассоциациями при поддержке Минпромторга и МИД России.

Запись онлайн-конференции «Россия и Германия: технологическое партнерство в области судостроения» доступна здесь.

С расписанием будущих мероприятий можно ознакомиться по ссылке.

По вопросам участия в онлайн-конференциях обращайтесь:

Анна Гусева a.guseva@nevainter.com

Оставить комментарий