Среднее специальное образование: точки роста
Эксперты рассказали о том, как можно улучшить уровень среднего специального образования в России: важно восстановить институт профтехучилищ, а также синхронизировать профессиональные и образовательные стандарты. Мнением представители вузов поделились на пресс-подходе в рамках Санкт-Петербургского международного научно-образовательного салона, который проходит совместно с XXVII Международным форумом-выставкой «Российский промышленник» в Экспофоруме.
«В среднем специальном образовании есть как точки роста, так и точки застоя. Что касается недоработок, то я уверен, что мы зря уничтожили профтехучилища», — заявил ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук, академик РАН Андрей Рудской.
По его словам, сейчас фактически роль и ПТУ, и техникумов выполняют колледжи, что не совсем правильно. При этом крайне важно готовить квалифицированных рабочих, потому что сегодня оборудование становится интеллектуальным, настоящим помощником человека. Для работы на нем требуются особые знания, пояснил Андрей Рудской.
«В принципе, я не вижу проблем в среднем специальном образовании, но вопрос в том, какой статус будет у специалиста, получившего это образование», — уточнил Андрей Рудской. Получается, человек закончил колледж, получил достаточно знаний, но не смог стать инженером, а только рабочим. «Важно ввести производственный бакалавриат, когда после колледжа человек может еще пойти учиться и стать фактически практикоориентированным бакалавром. Но, согласно федеральному законодательству, бакалавр— это высшее образование», — указал он на существующую проблему. Поэтому важно, чтобы квалификационные и образовательные стандарты, которые сейчас действуют в отрыве друг от друга, были синхронизированы, сделал вывод Андрей Рудской.
О ситуации в сегменте среднего специального образования также рассуждала первый проректор СПбГУ Елена Чернова. Повысить качество образования в колледжах, где оно хромает, можно путем присоединения к профильному вузу, отметила она. Качество образования в присоединенном колледже может быть улучшено за счет педагогического коллектива, а также за счет взаимодействия с той или иной производственной базой. «Это тройственный союз: колледж, вуз и производственная база потенциального работодателя», — уверена Елена Чернова.
По ее словам, уже есть несколько удачных примеров присоединения. Например, это медицинский колледж при СПбГУ, который готовит средний медицинский персонал. Его выпускники могут учиться далее на медицинском факультете университета. К СПбГУ также присоединен колледж физкультуры и спорта; на его основе создается бакалавриат, напомнила Елена Чернова.