Антонина Цицулина: «Появление новой наукоемкой продукции – единственный шанс для промышленности»
29 марта Ассоциация предприятий индустрии детских товаров и Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге провели на «Планете детства» круглый стол «Десятилетие детства: стимулирование рождаемости & стимулирование промышленности». Речь шла об экономических и социальных факторах, влияющих на «детское» производство.
Как отметила Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, сегодня в ведомство поступает много жалоб по социальной поддержке со стороны государства, а также по здоровью, образованию и предоставлению жилья. Однако большая часть обращений касается конфликтов: родители «делят» ребенка либо кто-то не выплачивает алименты – для решения таких вопросов в аппарате Уполномоченного даже создали службу медиации.
«Нам важно направить программы на семьи, которые действительно нуждаются в поддержке. Конфликты родителей – тяжелая тема, агрессивность обществе растет во всех направлениях», – отметила детский обмудсмен.
Экономические аспекты ситуации на рынке детских товаров обозначила президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров Антонина Цицулина. По ее словам, в 2016–2017 годах снизились «возможности» семейного бюджета, в результате в России на 12% упали цены на игрушки, и этот тренд сохраняется. Примечательно, что спрос сократился на все категории детских товаров: одежду, обувь, игрушки.
«Людям не хватает денег на крупные покупки – нормальную кроватку, коляску. Поэтому одна из наших инициатив – имущественная поддержка семей с детьми. Самые большие траты приходятся на первый год жизни ребенка и на первый класс – в эти периоды семьи наиболее уязвимы», – подчеркнула эксперт.
По ее словам, в ряде российских регионов, в том числе в Петербурге, государство уже поддерживает семьи – так, в городе на Неве есть «Детская карта» – единовременная компенсация при рождении ребенка, а также другие виды пособий. Однако нужна и важна адресная персонализированная помощь.
«Петербург – второй регион в стране по количеству производителей и разработчиков детских товаров, но мер поддержки для них в городе нет. Здесь много сохранивших компетенции специалистов, например, в дизайне, и в 2018 году мы запускаем специальную программу для дизайнеров по игрушкам. Хочется провести предметное совещание с промышленниками в Петербурге», – отметила А. Цицулина.
Немаловажные факторы для развития рынка – просвещение родителей при рождении и воспитании детей, возрождение науки в сфере детства, которая помогла бы промышленности. По мнению А. Цицулиной, российские производители благодаря действию санкций нарастили долю производства, но не всегда умеют делать конкурентную продукцию на мировом уровне.
«Появление новой наукоемкой продукции – единственный шанс для промышленности сохраниться. Иначе потеряем рынок», – сказала она.
В ходе встречи речь шла о каналах продвижения качественных детских товаров, какими могут быть выставки, детские СМИ и даже руководители многочисленных бэби-клубов. Участники отметили, что сегодня не хватает информации, которой бы доверяли родители. Недоверие является большой проблемой, поэтому должны появляться специалисты для популяризации этого направления.
«Нам не хватает позитивных людей и идей, хотя мы в России могли бы быть креативными во всем. Нужно научиться говорить с детьми на их языке, например, через комиксы, а через детские журналы обсуждать главные темы. Бизнесу важна максимально широкая линейка продуктов: умный производитель ищет возможности стать инструментом помощи для семей. Сегодня никто не изучает стиль жизни современных семей, поэтому мы сами должны предлагать эту среду», – отметила она.
Эксперты обсудили возможность издания бесплатного печатного «навигатора» для начинающих родителей и создания специального сайта. Журнал мог бы вкладываться в коробки с приданым для новорожденных – одеждой, погремушками, подгузниками, средствами гигиены и детской косметикой. В России уже действует проект «Подарки новорожденным» как одно из мероприятий в рамках программы «Десятилетия Детства», проведение которой объявлено Владимиром Путиным на 2018–2027 годы. С 1 января 2018 года такие коробки с приданым уже выдают в московских роддомах.
Антонина Цицулина отметила и новый тренд: «Сейчас большой запрос на прозрачность, родители становятся разработчиками новых товаров, поэтому всем нам нужна общая коммуникационная история. При этом родителям нужны готовые решения, апробированные и рекомендованные научным сообществом».