Беспилотники ждут инвестиций и открытого неба
Для развития рынка беспилотных технологий необходимо внедрять новые механизмы инвестирования и решить ряд проблем в сфере законодательства. Об этом говорили участники пленарной сессии конференции «Беспилотные технологии сегодня и завтра», которая проходила на площадке КВЦ «Экспофорум» в первый день Международного форума-выставки «Российский промышленник». Организатором конференции выступил «Технопарк Санкт-Петербурга».
Как рассказал директор бизнес-блока ГКР «ВЭБ.РФ» Максим Дузь, беспилотные технологии уже активно используются в разных сферах. Например, проведен эксперимент по движению грузовиков без шоферов по трассе М11. Кроме того, суда с автономным судовождением уже используются на Сахалине. Такой эксперимент планируется внедрить и в Петербурге в портовой зоне, сообщил Максим Дузь.
Еще одно направление — беспилотники, которые доставляют грузы. Такой проект реализует «Почта России». Об опыте работы в этой сфере рассказал руководитель отдела беспилотных авиационных систем АО «Почта России» Антон Никифоров. Он напомнил, что эксперимент с беспилотниками компания начала еще в 2021 году. Тогда была организована перевозка почтовых грузов на Ямале.
Сейчас экспериментальный правовой режим по эксплуатации беспилотных авиасистем для «Почты России» действует на Ямале, а также в Камчатском крае, Ханты-Мансийском и Чукотском автономных округах. Экспериментальная сеть пока включает 19маршрутов. Ожидается, что она будет расширена до 33маршрутов.
По словам участников сессии, внедрение беспилотных технологий тормозит то, что их разработчики не слишком охотно используют современные механизмы привлечения средств. Как сказал Максим Дузь, госкорпорация «ВЭБ.РФ» готова инвестировать до 50млрд рублей в сегмент высоких технологий, в первую очередь в беспилотную авиацию. Однако компании-разработчики пока предпочитают в основном привлекать для развития кредиты, а не сотрудничать с венчурными фондами.
«Но стандартные механизмы привлечения инвестиций не дают возможности развиваться наиболее динамично», — прокомментировал Максим Дузь.
Другие участники мероприятия отмечают, что отрасль также ожидает поддержки со стороны государства. «Все компании, которые добились успеха в сфере беспилотной авиации, созданы и развиваются на частные средства. Но поскольку государство заявляет о том, что развитие данного сегмента — одна из наиболее важных задач, наверное, нужно поддерживать отрасль», — сказал генеральный директор Ассоциации работодателей и предприятий индустрии беспилотных авиационных систем «АЭРОНЕКСТ» Глеб Бабинцев. Он добавил, что механизм поддержки пока не согласован. Не решено, кто и на каких условиях может получить средства, а также на какие цели (подготовку проекта, инжиниринг), добавил Глеб Бабинцев.
Рассказывая о проблемах, с которыми сталкивается отрасль, Глеб Бабинцев отметил системные барьеры и, в частности, сложности в сертификации проектов.
«Нужно менять подходы к сертификации, иначе беспилотная авиация у нас не стартует», — отметил он.
Вторая проблема — это вопрос безопасного пилотирования. «Для работы беспилотников нужно получать разрешение на использование воздушного пространства, это долго и сложно. Но сегодня нет других способов проинформировать авиацию, что в таком-то месте будет работать беспилотник. Мы пока не научились безопасно находиться в воздушном пространстве. И подобная проблема не решена во всех странах, где занимаются развитием беспилотной авиации», — прокомментировал Глеб Бабинцев.
Еще одна сложность — это кадровый голод, заявил управляющий партнер АФК «Система» Сергей Ахметшин.
«Надо поднимать профессию инженера на новый уровень, иначе не будет прорыва, и мы уже ищем специалистов в регионах. И мы верим, что за беспилотными технологиями будущее», — заключил Сергей Ахметшин.