Безопасность на транспорте: вызовы и решения
Эксперты обсудили меры, которые позволят усилить безопасность в метрополитене: это техническое оснащение, включая биометрическую систему доступа, и привлечение Росгвардии к обеспечению порядка.
Технические средства оснащения на транспорте и инновационные решения в обеспечении транспортной безопасности эксперты обсудили 15марта на круглом столе «Метрополитен в современных условиях. Профилактика террористических угроз, снижение техногенных ситуаций. Актуальные вопросы транспортной безопасности», который прошел в КВЦ «Экспофорум» в рамках выставки «ЭКСПОТЕХНОСТРАЖ. День передовых технологий».
«Правительство Санкт-Петербурга уделяет постоянное внимание транспортной безопасности. На метрополитене как стратегическом объекте транспортной инфраструктуры проведена оценка уязвимости и ведутся плановые работы», — сказал Иван Соловей, заместитель председателя комитета по транспорту Санкт-Петербурга.
Однако, подчеркнул он, уровень угроз возрастает, и в комитете по транспорту создана рабочая группа, нацеливающая участников на неформальное отношение к вопросам безопасности, то есть не только на разработку нормативных актов и иных документов, но и на регулярную переоценку существующих рисков.
Петербургским метро в будние дни ежедневно пользуются более 2млн человек, но пассажиропоток растет, и риск инцидентов повышается.
Сегодня, по словам Ивана Соловья, 75% станций метрополитена обладают видеосистемой интеллектуального наблюдения, и работа с технической оснащенностью продолжается.
На круглом столе обсуждали также внедрение биометрической системы доступа, которая призвана заменить карточную. Такая система уже используется в московском метрополитене, где к ней подключились около 100тыс. пользователей. Как объяснил Сергей Шмойлов, ведущий менеджер по работе с партнерами ООО «Прософт-Биометрикс», сегодня проход в метро может осуществляться по отпечатку ладони и даже по рисунку вен. При этом «воровство личности» исключено: по словам Сергея Шмойлова, оборудование компании-разработчика по фотографии создает математический шаблон, который корректировать обратно в фотографию невозможно.
Также участники обсудили создание Единого центра контроля и управления микроклиматом метрополитена. Создание такого центра позволит не только снизить риски и смягчить последствия при терактах и ЧС на метрополитене, но и обеспечить благоприятные и безопасные условия перевозки, сохранить здоровье пассажиров и персонала, считает доктор технических наук, профессор Виктор Громов. «Ведущим звеном, оказывающим главное влияние на эффективность выполнения программы комплексного обеспечения безопасности населения на транспорте, является воздухообеспечение и обеспечение микроклимата в метрополитене», — подчеркнул он. Ученый отметил, что в минском метрополитене все станции имеют такую систему, позволяющую измерять воздушные потоки и их климатические параметры.
Эксперты обсуждали и безопасность пассажирского наземного транспорта. Александр Питиримов, генеральный директор АНО «За общественный транспорт», сказал о необходимости участия Росгвардии в обеспечении безопасности и включил в резолюцию форума рекомендацию внедрить на городском транспорте систему централизованной охраны.
«В автобусах и других видах наземного транспорта периодически происходят хулиганство и несчастные случаи, даже с летальным исходом. Водитель и кондуктор при этом мало что могут сделать. Необходимо внедрять сигнальные тревожные кнопки, мгновенно передающие информацию, на которую тут же реагирует Росгвардия. Этот формат уже опробован и показал свою эффективность», — сказал Александр Питиримов. Такие же тревожные кнопки нужно внедрять и в машины скорой помощи, где существует та же проблема, добавил эксперт.