Бизнес в цифре: нефтегазовая отрасль переживает изменения
3 октября в рамках конгрессной программы ПМГФ прошел круглый стол «Цифровая трансформация нефтегазовой отрасли». Организаторами круглого стола выступили СОНО «Российское газовое общество», АО «Российский экспортный центр» и ООО «ЭФ-Интернэшнл». Спикеры обсудили технологические и организационные преобразования на рынке и другие вопросы цифровой повестки.
Модератором круглого стола выступила руководитель направления «Технологии, разведка и добыча» VYGON Consulting Дарья Козлова.
Сегодня цифровые технологии находятся в фокусе внимания государства и корпораций. Так, в июле 2017 года в стране стартовала программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Министерство энергетики разрабатывает направление «Цифровая энергетика», которое включает развитие цифровизации нефтегазовой отрасли.
В ноябре 2017 года в ПАО «Газпром» утвердили целевую программу развития единого информационного пространства до 2022 года. В ПАО «Газпром нефть» в 2018 году была разработана долгосрочная цифровая стратегия.
В ходе круглого стола эксперты оценили масштаб происходящих изменений и их роль в повышении эффективности бизнеса.
Руководитель исследований Управления по ТЭК АНО «Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации» Александр Курдин рассказал о воздействии тенденций цифровизации на государственную политику в нефтегазовой отрасли. Он напомнил: 7 сентября была создана Правительственная комиссия по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, а 24 сентября был утвержден ее состав. 17 сентября на президиуме Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам был рассмотрен и в целом одобрен обновленный паспорт программы «Цифровая экономика».
«Цифровизация отрасли – это внедрение новых технологий, основанных на сборе, обработке и анализе данных в цифровой среде. Нефтегазовая отрасль довольно консервативна, здесь изменения идут на разной скорости. Это объективной процесс, к которому надо адаптироваться», – отметил он.
По его мнению, возможности цифровизации могут быть реализованы в бюджетно-налоговой, конкурентной, промышленной, внешнеторговой политике, а также в области защиты природы и охраны труда. При этом необходимо помнить об угрозах процессам цифровизации, в числе которых раскрытие информации, нехватка кадров и оборудования, власть платформ и алгоритмы цены, появление новой конкуренции, кибербезопасность и др.
Руководитель программ цифровой экономики Дирекции цифровой трансформации ПАО «Газпром Нефть» Матвей Алексеев отметил, что цифровая трансформация связана с изменением процессов в компаниях: есть бизнес-процессы, данные и люди, которые умеют с ними обращаться. Поэтому сегодня особенно востребованы chief data officers и data-scientists. Говоря о разнице в знаниях и опыте у людей разных поколений, Матвей Алексеев отметил, что разрыв все время увеличивается.
«Сейчас молодежь может образовывать старшее поколение. Необходимо сокращать разрыв через образовательные треки в компаниях. Единственный вариант – обмен опытом», – сказал он.
Управляющий директор Wintershall Russland GmbH Торстен Мурин поделился мнением, как цифровизация способна изменить экосистему нефтегазовой отрасли и сравнил опыт телеком-компаний Nokia и Amazon.
«Цифровизация – это переосмысление технологий и процессов. Она должна быть во всех аспектах, необходимо строить правильные отношения между техническими дисциплинами и технологиями, стоит отойти от жестких иерархических структур, до сих пор сильных в обществе», – заявил он.
По словам эксперта, платформы изменят привычное понимание сервисных услуг в нефтегазовой отрасли, от выбора поставщиков до интегрированных решений, от услуг по интеграции данных до краудворкинга.
«Важен обмен между компаниями. И мы пойдем по этому пути вместе», – сказал он.
Партнер Ernst&Young Артем Козловский рассказал о результатах исследования лучших мировых практик цифровой трансформации нефтегазовых компаний. Так, изменения наиболее очевидны в таких сферах, как сбыт, реализация, маркетинг; повсеместно происходит оптимизация производственных режимов, повышение эффективности работы операционных установок на предприятиях.
«В России многие компании ориентированы на оптимизацию затрат с помощью цифры. Почти все нефтегазовые компании создали собственные цифровые стратегии, большая часть решила вопрос с chief digital officer. Не решен вопрос с качеством данных. Ключевой вопрос – как это все делать?», – сообщил эксперт. По его мнению, компании находятся в стадии между набором цифровых проектов и комплексом идей по централизации управления данными и пытаются решить все это в «цифре». Стоят такие вопросы, как превращение цифровизации в общий для компании процесс, выбор пилотных проектов (что выбираем и как выпускаем), тиражирование прототипов.