НОВОСТИ

10 апреля 2025

Цифровизация в ЖКХ: от повышения качества услуг до решений проблем с налоговой

Интеграция цифровых решений в работу жилищно-коммунальных служб, которая год от года только усиливается, полезна и для жителей, и для поставщиков ресурсов, и для управляющих организаций. С интересными кейсами и реальными решениями участников 21-й Международной выставки «ЖКХ России» знакомили эксперты в ходе тематической питч-сессии на площадке КВЦ «Экспофорум».

Проникновение высоких технологий в человеческую жизнь год от года становится всё глубже, в том числе и в сфере жилищно-коммунального хозяйства. «Что же мы ждем от цифровизации ЖКХ? Прозрачности и транспарентности бизнес-процессов, повышения собираемости платежей, учета ресурсов, сбора больших данных, предиктивной аналитики и предотвращения техногенных катастроф. В любой отрасли во главе угла конечный потребитель. Цифровизация может нам обеспечить комфортный уровень жизни — недорогой, стабильный и безопасный», — предварила обсуждение различных примеров и кейсов цифровизации руководитель отдела специальных проектов Ассоциации участников рынка интернета вещей Наталья Филина.

О том, как цифровизация может уберегать города от масштабных коммунальных аварий, рассказал Семен Швецов, директор ООО «Арго-Центр» — одной из старейших российских компаний, занимающихся разработкой, производством и интеграцией систем учета энергоресурсов и систем класса «умный город». «Протечки на тепловых сетях, которые поначалу еле сочатся, со временем могут выливаться в серьезные аварии. Мы разработали и внедрили в ходе работы с «Татэнерго» системы оперативной диспетчеризации протечек. Система измеряет сопротивление контрольных проводников изолированных трубопроводов и каждые 10 минут скидывает информацию на сервер в диспетчерскую о состоянии изоляции, о ее намокании. По намоканию выше определенного порога, установленного ГОСТом, она сообщает диспетчеру о возникшей протечке», — рассказал Семен Швецов.

Проект проходил в Набережных Челнах, Нижнекамске и Казани, а в его рамках было установлено около 550 устройств контроля протечек на тепловых сетях. Количество прекращений подачи тепловой энергии уменьшилось на 15–20%. При этом экономить в «Арго-Центре» умеют также и электричество — это большой сегмент продукции компании. Например, в Котовске внедрение системы управления освещением позволило достичь экономии до 20%, обеспечив полное соответствие всем установленным нормативам. И это лишь малая часть от технических возможностей компании «Арго-Центр», причем ее ассортимент постоянно расширяется, в том числе и устройств вроде терморегулятора или счетчика трехканального тока. Одна из последних новинок в арсенале компании — токовые шунты. Еще недавно их все покупали в Китае, но это стало затруднительно, и в «Арго-центр» запустили свое производство.

Цифровые сервисы и интеграция также могут быть весьма полезны в деле повышения качества исполнения работ, о чем свидетельствует кейс, приведенный техническим директором ООО «Цифровой Омбудсмен Жителя» Артемом Ипатовым. Он рассказал о пилотном проекте компании в Пермском крае под руководством губернатора региона и Минстроя. Он заключался в том, что компания использовала свои цифровые сервисы для контроля обслуживания 15 многоквартирных домов и шести социальных учреждений. «Для каждого объекта мы создавали технологические карты под каждый объект, проводили офлайн- и онлайн-консультации с сотрудникам учреждений, контролировали выполнение всех видов работ на объектах — и выявили проблемы», — сообщил Артем Ипатов.

В жилых домах наблюдалось регулярное невыполнение предупредительно-плановых работ либо их хаотичное выполнение, а то и вовсе работы велись лишь по факту происшествий. Но самое, по словам Артема Ипатова, страшное, что вскрыл пилот, — «глобальные проблемы в обслуживании социальных учреждений». По итогам проекта компания предлагает проработать единые стандарты обслуживания для социальных объектов на самом высшем уровне. Цифровой мониторинг тоже стоит учесть, потому что этот способ хорошо зарекомендовал себя в ходе эксперимента и в 4 раза увеличил объемы выполнения планово-предупредительных работ.

Многогранность и неизбежность еще более плотной цифровизации в ЖКХ подтвердили кейсы, приведенные генеральным директором ООО «Валлаб Фискальная» Иваном Мочаловым. Он на множестве конкретных примеров продемонстрировал, как цифровые сервисы могут помочь бизнесу в целом и управляющим организациями в частности избежать проблем с налоговой, возникших из-за превратностей процесса подсчета.

«Например, через облачную кассу упал платеж на 5 тыс. рублей, чек улетел в налоговую. Что там написано? Что платеж 5 тыс. рублей, из которых содержание — 2 тыс., всё остальное — коммуналка. Но банк или рассчетно-кассовый центр не знает, что у меня НДС должен считаться не с 2 тыс., а с полутора, потому что выполнял подрядчик и своими силами. А что напишут в чеке? 5% от 2 тыс. И так по каждому лицевому счету. В итоге получается в полтора раза больше облагаемой НДС выручки, хотя не должна», — объяснял один из вариантов возникновения проблем с начислениями Иван Мочалов.

В его компании ООО «Валлаб Фискальная» обещают решить проблему несправедливого начисления налогов и предоставить цифровую систему, которая «свяжет начисления, оплаты, и бухучет». Учитывая, что с начала 2025 года количество плательщиков НДС выросло, более плотная цифровизация учета финансов будет актуальной не только для управляющих организаций.

Оставить комментарий

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд