НОВОСТИ

11 августа 2018

Доктор конь: как иппотерапия помогает детям

Уникальность иппотерапии – в гармоничном сочетании телесно-ориентированных и когнитивных приемов воздействия на психику пациента.
Уникальность иппотерапии— вгармоничном сочетании телесно-ориентированных икогнитивных приемов воздействия напсихику пациента. Наздоровых людей общение слошадью оказывает позитивное влияние, адля больных деток это зачастую спасение. Новажно, чтобы иппотерапевт был профессионалом— тогда ирезультат появится. Обэтом нам рассказала Юлия Слепченко, вице-президент Национальной федерации иппотерапии иадаптивного конного спорта, которая на«Иппосфере» проводила мастер-класс поинтерактивной вольтжировке ивела семинар поиппотерапаии врамках деловой программы.

—Юлия, чем занимается Федерация?

—Мыобучаем специалистов повсей России поразным направлениям: интерактивной вольтжировке, иппотерапии, развивающей верховой езде. Яспециализируюсь надвух последних направлениях, работаю восновном с«тяжелыми», лежачими детьми.

—Как квам попадают дети?

—Через сарафанное радио. Родители детей-инвалидов ходят поодному кругу, инакаком-то этапе узнают обиппотерапии, приходят кнам. Иногда наиппотерапию направляет соцзащита.

—Можноли прогнозировать эффект?

—Мысточностью до80% можем спрогнозировать, какой ребенок невстанет вообще. Иппотерапия— один изметодов вкомплексе реабилитационных мер, мынеработаем одни. Например, при ДЦП применяется микс излечебно-физической культуры, плавания, иппотерапии, массажа, остеопатии. Однако часто мыстановимся единственным методом лечения иреабилитации, потому что, например, детям сэпилепсией запрещено плавание, ЛФК и т. д. Бывали случаи работы с«тяжелыми» аутистами, которые отказывались отдругих мероприятий, кроме иппотерапии. Вэтих случаях уже можем замерять эффект конкретно отиппотерапии.

—Как выпришли виппотерапию?

—Это соединение специальности схобби. Попервому образованию якоррекционный педагог— логопед, олигофренопедагог.Работала с«ментальниками» ис«ментальниками» стяжелыми опорно-двигательными нарушениями, параллельно вела «речевых» детей, детей синтеллектуальной задержкой развития идвигательными нарушениями. Алошади— это хобби. Иппотерапией занимаюсь с2001 года, коня купила в1998 году— тогда стали появляться идеи совместить.
Будучи дефектологом, японяла, что мне нехватает знаний пофизической реабилитации, потому что изначально нужно работать стелом. Непроработаешь тело— непроработаешь ничего! Дальше яуглубилась вфизическую реабилитацию, начто инаправлена иппотерапия. Второе мое направление— развивающая верховая езда— больше работает накогнитивную сферу, наэмоции, наинтеллект.

—Какую мотивацию должен иметь иппотерапевт?

—Главное немотивация, азнания. Иппотерапевт должен получить базовое образовании— педагог, психолог, медик, физический реабилитолог (адаптивный физкультурник)… Кстати, медиков среди нас почти нет, они обычно подругую сторону баррикад. И, ксожалению, часто совершенно непонимают, как работает иппотерапия, недоверяют специалистам инеотправляют натакую реабилитацию. Мыработаем сврачами, для этого исуществуют ассоциации: рассказать отаком методе абилитации иреабилитации инаправить кдействительно специалистам, анешарлатанам.

—Бывают «черные» иппотерапевты?

—Просто люди, которые решили, что если посадить ребенка-инвалида налюбую лошадь— тополучится иппотерапия. Неспециалисты могут очень сильно навредить человеку, иунас, ксожалению, есть клубы, которые решили подзаработать наиппотерапии. Лицензию ведь никто неспрашивает! Естественно, эти «реабилитологи» непонимают, что сребенком происходит налошади, они неразбираются нивдиагнозе, нивпоследствиях своей работы! Так что призываю родителей искать специалистов срекомендациями. Сейчас проблема понемногу решается, потому что наиппотерапии много незаработаешь, обычным прокатом получается заниматься выгоднее— ирынок постепенно очищается.

—Назовите самое важное правило иппотерапии.

—Работая виппотерапии, выдолжны быть ориентированы начеловека. Унас много специалистов, которые вработе начинают ориентироваться налошадь. Лошадь должна быть членом команды, ноприоритет— уребенка. Лошадь— помощник, друг и, какбы цинично это низвучало, инструмент: мыработаем натех биомеханических импульсах, которые вырабатывает лошадь, подбираем животное исходя изего параметров. Вразвивающей верховой езде лошадь— это дидактический материал, она становится пособием, эмоциональным мотиватором кразвитию когнитивной сферы ребенка. Авоздоровительной верховой езде лошадь— партнер, человек начинает контактировать сней, вступает втесную коммуникацию. Так что вкаждом виде лошадь имеет разные функции.

—Тоесть для центра иппотерапии принципиально наличие нескольких лошадей?

—Минимум пять, каждая под свою задачу. Мало того, нужны лошади разных размеров для разных детей, небывает универсального животного. Так, например, всадникам сДЦП, имеющим сильную спастику ног, будет проще сидеть налошади сузкой спиной. Взрослому человеку, имеющему большой вес, подойдет массивная сильная лошадь схорошо развитой мускулатурой. Бывают нужны идостаточно высокие лошади для высоких всадников, идовольно низкие лошадки синтенсивным ходом для маленьких детей. Так что если вывидите только одного четвероногого «доктора»— бегите!

—Какие лошади годны для иппотерапии?

—Для классической иппотерапии подходят лошадь верховых пород ссоответствующим темпераментом— спокойные, дружелюбные, доверчивые, терпеливые иуравновешенные, способные выносить бесконечные манипуляции сигрушками. Важно, чтобы при этом лошадь оставалась живой иэнергичной, так как только такая лошадь может обладать подходящим терапевтическим шагом, асвялыми иапатичными животными бывает трудно работать. Для занятий иппотерапией может подойти лошадь любой породы, если она обладает подходящим темпераментом, экстерьером икачеством аллюров. Номожно выделить несколько пород, которые чаще всего сочетают всебе эти параметры: лошади вятской, башкирской, русской тяжеловозной породы, эстонский клеппер, тяжеловозные помеси. Все они обладают добронравным темпераментом иподходящим экстерьером.

—Как всё-таки работает иппотерапия?

—Задач иппотерапии— улучшить качество жизни пациента. Это неволшебная пилюля, нопри правильно построенной работе мыможем добиться улучшения подвижности костно-мышечно-связочного аппарата, улучшения работы органов дыхания ипищеварения, изменения вработе вестибулярного аппарата, увеличения метаболизма вспинном иголовном мозге идругое. Аэто, конечно, позитивно влияет насостояние больного человека.

Оставить комментарий