Художник или предприниматель? Эксперты обсудили тонкости продвижения изделий на рынки сбыта
30 мая на выставке-ярмарке «Невский ларец» прошел круглый стол «Продвижение изделий народно-художественных промыслов на рынки сбыта». Среди основных проблем – отсутствие в Петербурге единого магазина по продаже изделий, нехватка господдержки талантливых мастеров и исконно русских производств, кадровый вопрос, засилье китайской продукции и воспитание потребителя.
Модератором встречи выступил начальник Управления развития предпринимательства Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга Даниил Старковский.
Председатель Правления ассоциации «Народные художественные промыслы и ремесла Санкт-Петербурга и Ленинградской области» Вадим Савченко напомнил, что «Невский ларец» проходит под эгидой 2-й Всероссийской кустарной выставки, которая прошла в 1913 году.
«Прошло 105 лет. Еще тогда решали вопрос, как создать кустарям рынки сбыта. Вопрос не решен. До сих пор в городе нет рынка сбыта петербургской и региональной продукции: ни салона, ни галереи. Нет Центра народных промыслов, ни одного заведения, которое занималось бы реализацией продукции. Все гости на Невском никакого отношения к Петербургу не имеют», – заявил он.
О проблеме предоставления ремесленникам площадей под мастерские высказалась президент Союза творческих деятелей «Международная гильдия мастеров» Татьяна Ковша: «Люди сами арендуют площади, уходят в тень. Нужно, чтобы город решил вопрос с местами для производства изделий».
Президент Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона Василий Кондуров напомнил, что недавно в Петербурге запретили проводить ярмарки на фестивалях – это не дает мастерам возможностей продавать свою продукцию: «Нужно решать вопрос на законодательном уровне. В сентябре у нас будет фестиваль «Золотой Двутавр» в Петропавловской крепости. Нам не дают возможности торговать. Будет только шоу, аренда палатки и день без прибыли. Нужно менять формат проведения ярмарок, делать разрешительную схему для ремесленников, чтобы можно было торговать натематических фестивалях. Мы теряем контент и потребителя!»
Представители Гжельского фарфорового завода рассказали, что больше половины продукции предприятие продает через интернет, а также развивает собственную сеть, сотрудничая с другими производителями. Представители фабрики «Хохломская роспись» отметили, что доля экспортных продаж составляет не более 10%.
Говоря о системе продвижения продукции, участники круглого стола обсудили и кадровые вопросы. Многие согласились с тем, что кадровый вопрос в области народных художественных промыслов не решается, в отрасли работают люди старше 50 лет, а молодежь не знает о том, что такое, например, хохломская роспись, как выглядит русский народный костюм или как танцевать народные танцы.
По мнению экспертов, в Санкт-Петербурге и в большинстве российских регионов отсутствует замкнутая система обучения и воспитания, как, например, она поддерживается в Татарстане, Удмуртии. Было отмечено, что в целом в государстве нет органа, который бы занимался ремеслами. В городе на Неве только в 2003 году была основана Высшая школа народных искусств, и Петербург мог бы стать инициатором перемен, местом ознакомления молодежи с видами русского искусства с помощью специальной программы.
Помимо сложностей воспитания потребителя эксперты обсудили и другую проблему, касающуюся самоопределения ремесленников – художники они или предприниматели. Президент МеждународнойАссоциацииПрезентационной Продукции Лео Костылев отметил, что рынок сбыта в городе никак не организован, при этом он призвал коллег действовать в духе предпринимательства, в соответствии с законами и в атмосфере доверия. Ассоциация около 5 лет присуждает премию «Держава мастеров», а также издает два специальных журнала.
«Власти не помогут, мы должны сами переломить ситуацию. Надо всем что-то делать, повлиять на пассивность масс», – отметил он.
Эксперты предложили создать в Петербурге единый магазин-салон для демонстрации и продажи качественной продукции петербургских и российских мастеров по ценам производителей. Одной из мер поддержки мог бы стать ежегодный тематический альманах или интернет-сайт, представляющий ремесленников.
Спикеры коснулись истории искусств, вспомнили опыт художников Айвазовского и Ван Гога, предложили разделять предпринимательство и русское народное искусство, поддержав мнение, что вещи авторской работы поставить на поток нельзя.
Одним из проектов могло бы стать возрождение экспертного художественного совета и создание Центра ремесел, отметили специалисты.
В круглом столе участвовали более 30 человек, включая кустарей, представителей учебных заведений, мастерских и крупных производителей.