НОВОСТИ

30 марта 2021

Как изменилось природоохранное законодательство

На протяжении двух дней в рамках Международного форума «Экология большого города» профессионалы обсуждали одну из самых актуальных тем.
Михаил Кочнов, к.т.н., начальник отдела экологических проектов АНО «Равноправие», эксперт, член технических рабочих групп при Бюро НДТ, провел обзор актуальных изменений природоохранного законодательства и критериев категорирования объектов по видам негативного воздействия на окружающую среду, дифференциации мер государственного регулирования: «Так, в соответствии с 7-ФЗ для всех объектов III категории обязательно исполнение следующих требований: разработка инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, заявки на включение объекта в государственный реестр ОНВОС, материалов обоснования отсутствия необходимости получения ВРВ, программы ПЭК и паспорта опасных объектов».

Продолжила дискуссию Людмила Ерошкина, начальник Управления координации проектной деятельности АНО «Равноправие». Она сделала акцент на регулировании деятельности по обращению с отходами в России: перспективах изменений с учетом поручений Президента Российской Федерации и международных обязательств.

В свою очередь, Наталья Соколова, руководитель секции «Экология и охрана окружающей среды» ЭС при КомитетеСовета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, посвятила свой доклад реформе системы обязательных требований природоохранного законодательства, выделив основные преимущества получения КЭР (комплексное экологическое решение), это:

  • нулевые платежи за негативное воздействие на окружающую среду для объектов I, II категории при достижении;
  • снижение финансовых рисков;
  • срок действия разрешения увеличен до 7 лет с возможностью продления;
  • КЭР заменяет собой целый перечень разрешений и документов;
  • исключение конфликтов на стадии разработки проекта между различными документами природопользования;
  • упрощение документооборота природопользования;
  • формирование «зеленого» имиджа предприятия;
  • получение достоверной экологической информации на сайте государственного органа.

«До 1 января 2023 года объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до 1 января 2019 года и не имеющие документации, предусмотренной документацией Российской Федерации, смогут быть использованы для размещения твердых коммунальных отходов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2018 № 483-ФЗ и приказом Минприроды России от 14.05.2019 № 303», – уточнила спикер.

В завершении первого дня конференции Михаил Кочнов, к.т.н., начальник отдела экологических проектов АНО «Равноправие», эксперт, член технических рабочих групп при Бюро НДТ, рассказал об изменении воздухоохранного законодательства.

«Проведение инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных веществ в атмосферный воздух является основой для природоохранной деятельности предприятия. Расчетный механизм методики построен на сравнении «установленных» нормативов и «фактических» выбросов на источнике. Методика не применима для следующих случаев: загрязнение атмосферного воздуха в результате испарения летучих, загрязняющих веществ, различных поверхностей, в том числе и водных, причинение атмосферному воздуху в результате пожаров и т.д.», – пояснил эксперт.

Своим выступлением открыла сессию второго дня Лариса Лапина, заместитель генерального директора АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ», заместитель руководителя рабочей группы СПК ЖКХ по формированию и развитию профессиональных квалификаций в ЖКХ. Она познакомила собравшихся с государственной информационной системой учета и контроля за обращение с отходами I-II классов: «Мы ориентируемся на Федеральный классификатор отходов (ФККО), который относит к отходам I-II классов 444 вида отходов: свинец-содержащие отходы (автомобильные и промышленные свинцово-кислотные аккумуляторы, отходы электрического кабеля); ртутьсодержащие отходы (различные виды люминесцентных ламп, приборы, шламы, шлаки, катализаторы, содержащие ртуть); отходы химических источников тока (батарейки, источники бесперебойного питания, аккумуляторы); органические горючие отходы (в основном отходы химического и нефтехимического производства); водные неорганические отходы (отработанные растворы кислот, щелочей, гальваношламы) и другие виды отходов».

Лариса Лапина озвучила ключевые задачи национального проекта «Экология»: определен федеральный оператор по обращению с отходами I и II классов; разработана, утверждена и введена в действие Федеральная схема обращения с отходами I и II классов; разработана, утверждена и введена в эксплуатацию государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ГИС ОПВК); реализованы инфраструктурные проекты по созданию объектов обращения с отходами I и II классов.

«Федеральный оператор (ст. 14.1 ФЗ от 24.06.1998 N 89-ФЗ) осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I и II классов самостоятельно или с привлечением операторов на основании договоров оказания услуг и в соответствии с федеральной схемой. Он обязан предоставить в уполномоченный орган предложения по установлению тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами I и II классов. И является оператором государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов», – добавила представитель АНО «Центр развития профессиональных квалификаций в сфере ЖКХ».

Никита Бондаренко, начальник сектора профилактики правонарушений отдела экологического надзора Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности г. Санкт-Петербург, остановился на произошедших и планируемых изменениях природоохранного законодательства в рамках «регуляторной гильотины», определив понятие «белый список».

«В так называемый «белый список» вошли как собственные акты, так и акты министерств и ведомств, а также некоторые акты государственных органов РСФСР и СССР. В общей сложности перечень включает 1275 документов по 66 видам контроля и надзора. Документы, вошедшие в перечень, не утратят силу в рамках «регуляторной гильотины», а будут постепенно заменяться на новые. Все упомянутые акты содержат обязательные требования, исполнение которых проверяется соответствующими органами, а неисполнение – влечет установленную законом ответственность. Постановлением также предусмотрены сроки отмены актов, однако, при необходимости они будут отменяться раньше, а взамен них – приниматься новый акт, причем акты федеральных министерств и ведомств должны подготавливаться уже по правилам федерального закона «Об обязательных требованиях», – резюмировал Никита Бондаренко.

Поддержал коллег Семен Калядин, помощник природоохранного прокурора города Санкт-Петербурга, он рассказал о практике прокурорского надзора в сфере соблюдения водного законодательства.

Оставить комментарий