Новый речной вокзал в Петербурге построят к 2021 году
Концепция сооружения будет представлена уже в декабре, сейчас идут переговоры с потенциальными инвесторами. Об этом на круглом столе «Развитие межрегиональных маршрутов водного транспорта», прошедшего в рамках форума SmartTransport, сообщил начальник отдела туристической инфраструктуры комитета по развитию туризма Петербурга Алексей Китиков.
Общий объем пассажирских круизных перевозок за последние 7 лет вырос на 35% и в 2016 году достиг 2,1 млн пассажиров. Туристический поток растет по всем направлениям, как по зарубежному, так и по российскому. В то же время состояние речного флота и транспортной инфраструктуры в России в целом и в Петербурге в частности оставляет желать лучшего. По оценкам экспертов, средний возраст речных судов составляет 15-20 лет, а причалы и причальные сооружения не соответствуют требованиям комфорта и безопасности.
«Ситуация которая сегодня сложилась в городе с водным транспортом, не удовлетворяет ни бизнес, ни правительство города, – говорит начальник отдела туристической инфраструктуры комитета по развитию туризма Петербурга Алексей Китиков. – Поэтому вопросы создания новых инфраструктурных объектов сегодня ставятся во главу угла».
Алексей Китиков сообщил, что до конца 2017 года в Петербурге будет представлена концепция нового речного вокзала. Новый причальный комплекс планируется создать выше Обуховского моста, в районе Рыбацкого проспекта. В его состав войдут зеленые зоны с объектами отдыха, а также здания портовой инфраструктуры. «Такие объекты транспортной инфраструктуры необходимы для отрасли. Важно, чтобы объект влился в застройку, стал знаковым городским объектом для туристов и горожан», – добавил Китиков.
Эксперт уточнил, что пока администрация города прорабатывает концепцию и экономические параметры проекта нового речного вокзала и, возможно, какие-то моменты в проекте могут измениться. Запуск нового объекта намечен на 2021 год.
В обновлении нуждается и речной транспорт. По словам генерального директора ЗАО «Морское Инженерное Бюро – СПб» Геннадия Егорова, сегодня под наблюдением российского речного регистра сегодня находится порядка 1300 пассажирских судов и перспективы их использования в будущем ограничены. «Можно бесконечно ремонтировать и реконструировать суда, но рано или поздно они выйдут из строя», – добавил Егоров.
Что же мешает заменять устаревшие речные суда на новые? Прежде всего высокая стоимость их производства. Современный водный транспорт производится из композитных материалов, применение которых значительно улучает качественные и ходовые характеристики судов. Но стоят такие материалы дорого.
«Доля использования композитных материалов в нашей стране составляет 0,5%, поэтому себестоимость новых транспортных объектов довольно высокая, – говорит генеральный директор Средне-Невского судостроительного завода (входит в Объединенную судостроительную корпорацию, ОСК) Владимир Середохо. – Тем более что все материалы импортного производства. Но если мы увеличим долю их использования хотя бы до 10%, себестоимость производства будет снижаться».
Развитие водного транспорта в Петербурге выгодно не только туристическому бизнесу, но и горожанам, ведь речные суда можно использовать в качестве альтернативы наземному транспорту. Это позволит разгрузить городскую дорожную сеть. Но реализовать эту масштабную задачу можно лишь в рамках государственно-частного партнерства.