Образование — сектор мобилизации экономики и вопрос суверенитета
В Петербурге обсудили новые подходы к организации высшего образования и подготовке преподавателей, а также определили новые направления работы научного сообщества в условиях экономической турбулентности. Обсуждение состоялось в КВЦ «Экспофорум» на пленарном заседании Санкт-Петербургского конгресса «Профессиональное образование, наука и инновации в XXI веке» в рамках XXVII Международного форума-выставки «Российский промышленник».
Заседание открыл ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. Он сообщил, что первые шесть вузов России уже перешли на новую программу высшего образования. Среди пионеров перехода — Санкт-Петербургский горный университет. В вузе появились образовательная программа базового образования, базового высшего образования и специализированного высшего образования. Большое внимание в программах уделено производственной практике.
«Мы проанализировали ситуацию в университетах и выяснили, что нарушена преемственность», — рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. По его мнению, необходима серьезная подготовка преподавателей для вуза, которые могли бы стать наставниками для студентов. Новая программа Горного университета как раз подразумевает подготовку преподавателей-исследователей для вузов, педагогов-исследователей для средних учебных заведений и ученых-теоретиков.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук, академик РАН Андрей Рудской обозначил задачи для академического сообщества. Он напомнил, что в мае 2023 года Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук. «Это большой путь в 15 лет. Мы добивались, чтобы Петербург имел свое научное сообщество, — сообщил академик Рудской. — Наступил новый этап, мы должны генерировать смыслы, координировать, заниматься развитием городов и страны, внедрить научные академические результаты в промышленность, медицину, социальную сферу. У нас стоит задача стать драйвером развития города и области», — сообщил Андрей Рудской. По его словам, академические институты должны стать практикоориентированными.
Генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра им.В.А.Алмазова, академик РАН Евгений Шляхто, в свою очередь, рассказал об инновациях в медицинском образовании. «Мы переходим от эпохи доказательной медицины к эпохе персонализированной медицины, с учетом индивидуальных особенностей человека», — подчеркнул Евгений Шляхто. Изменения связаны с данными и информатизацией. «Люди будут всё чаще переходить на дистанционные медицинские технологии, инструменты ИИ, анализ генетических данных», — прогнозирует академик. По его словам, для внедрения инноваций (телемедицины, искусственного интеллекта и интернета вещей) нужно создать специализированную экосистему. Пример — совместный проект Центра Алмазова со «Сбером» «Умный госпиталь». В будущем, считает академик, студентов-медиков нужно будет учить созданию новых диагностических и лечебных технологий для оказания помощи.
Первый проректор Санкт-Петербургского государственного университета Елена Чернова говорит о необходимости рационального подхода к материально-техническому и научному имуществу университетов, чтобы развивать здоровую конкуренцию между вузами. «Речь об объектах, которые созданы на госсредства и нужны для коллективного использования (библиотеки, ПО, объекты инфраструктуры, недвижимость, музеи). Задача государства — обеспечить госконтроль в области пользования госимуществом», — говорит Елена Чернова. В качестве примера она привела опыт СПбГУ, который открыл доступ к своим онлайн-курсам и лабораторному оборудованию.
Разговор о науке и высшем образовании особенно важен в прикладном контексте, поделился мнением представителей реального сектора председатель Совета директоров Группы компаний С7 (S7 Group) Евгений Елин. Он уверен, что России нужны инженеры, способные создавать и обслуживать современные турбинные двигатели. «Задача — научиться заимствовать технологии, поддерживать технику зарубежного производства и заимствовать лучшие решения в российских разработках. Сейчас нет учебных заведений, которые готовят таких специалистов», — посетовал Евгений Елин. В заключение он попросил представителей вузов поскорее решить задачу с кадрами и пообещал предоставить специалистам необходимую материальную базу для практики.
«Образование — сектор мобилизации экономики, вопрос нашего суверенитета. Если мы не решим эту проблему, в стране не будет создана среда единого порыва, а без этого с вызовами не справиться», — подытожил мероприятие Владимир Литвиненко.