Петербург станет лидером на рынке отечественного фармацевтического производства
17 октября в рамках Петербургского международного форума здоровья прошла конференция «Фармацевтический рынок: вызовы новой реальности». Участники мероприятия обсудили актуальные проблемы развития аптечного бизнеса.
Спикерами конференции выступили специалисты фармацевтической отрасли, работающие с рынком аптечного ритейла: Александр Шишкин, генеральный директор «АСНА», Олег Жеребцов, генеральный директор фармацевтической компании Solopharm, Павел Сагитов, руководитель направления по работе с аптечными сетями GSK, Юлия Нечаева, директор по стратегическим исследованиям DSM Group, Юлия Ильинова, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета.
Юлия Нечаева, директор по стратегическим исследованиям DSM Group, сообщила, что согласно последними исследованиям объем фармацевтического рынка в 2018 году превысил 1,3 трлн рублей. Прирост рынка в 2017 году составил 8%, а за первое полугодие 2018 года – 0,8%. Последние 5 лет рынок находился в стагнации. Но с 2017 года аптечный сегмент начинает расти, потребитель стал возвращаться в аптеку. Спикеры выделили несколько основных тенденций в развитии рыночной ситуации:
- Снижение концентрации в дистрибьютерском сегменте. Еще в 2017 г. доля ТОП-10 ведущих дистрибьютеров составляла 82%, а на начало 2017 года уже – 72%. С рынка ушло заметное количество ведущих игроков. Но при этом растут дистрибьютеры «второго эшелона».
- В Российской Федерации низкая плотность аптечной сети. В РФ всего 155 тыс. населенных пунктов, а аптечные учреждения есть лишь в 7,5 тыс. Основной пул аптек сосредоточен в городах-миллионниках. Сейчас в рейтинге более 10 аптечных сетей, которые управляют более чем 1000 точек. ТОП-20 аптечных сетей управляют 25 тыс. аптечных учреждений – это более 40% от всех точек, которые расположены на территории России.
- Провизоры и фармацевты отмечают рост суммы среднего чека. Аптечный ассортимент на сегодняшний день представлен различными группами товаров. В одной аптеке потребители могут встретить 2,8 тыс. различных наименований товарного ряда, а всего в стране более 50 тыс. наименований.
- В последние годы изменилась стратегия деятельности провизоров, теперь при рекомендации товаров провизор руководствуется акциями, а не опытом, спросом или потребностями покупателя. Таким образом, происходит переключение потребителя на тот товар, который необходимо продать в той или иной аптеке.
- Еще одна тенденция – разращение онлайн-продажи лекарственных препаратов. Доля онлайн-продаж во всем мире составляет около 6%, что не очень много. Но аптеки и дистрибьютеры готовятся к возможному разрешению продажи лекарств через онлайн-каналы и службы доставки. В ТОП-100 интернет-магазинов входят только 2 сайта, связанные с заказом лекарств: Аптека.ру и Живика.ру. Но исследования в области e-commerce говорят, что доставка лекарств не так нужна. Важность доставки на дом сместилась на второй план, а на первый вышла возможность забрать товар в удобной точке продажи.
- Последние годы развивается канал собственной торговой марки (СТМ). Доля СТМ в аптечном ритейле не превышает 1,5%, в основном это нелекарственные препараты.
- Все тенденции, которые возникают в продуктовом ритейле, переходят и на аптечный рынок. Сейчас в 91% аптек есть программы лояльности. При этом аптеки предлагают дополнительный сервис, который позволяет увеличить лояльность покупателя: измерение артериального давления, консультации по косметике и т.п.
«Сегодня мы наблюдаем взрыв инвестиций в индустрии производства лекарств. У Санкт-Петербурга выгодное положение: с одной стороны – влияние западных технологий, а с другой – наличие кадров, которые готовят в химико-фармацевтическом университете и реального производства. Как минимум 6 компаний активно инвестируют в производство и разработки, благодаря чему возникает огромный пласт околофармацевтических отраслей: логистика, транспортировка, складирование, упаковка, полиграфия, пластмассовое и химическое производство, синтез субстанций. В ближайшие 3-4 года Петербург станет лидером отечественного фармацевтического производства. Нельзя не отметить огромный потенциал экспортного направления. Мы начали осуществлять поставки лекарств в Азию, Африку, страны Ближнего Востока», – отмечает Олег Жеребцов, генеральный директор фармацевтической компании Solopharm.