НОВОСТИ

17 октября 2018

Петербург станет лидером на рынке отечественного фармацевтического производства

17 октября в рамках Петербургского международного форума здоровья прошла конференция «Фармацевтический рынок: вызовы новой реальности». Участники мероприятия обсудили актуальные проблемы развития аптечного бизнеса.
Спикерами конференции выступили специалисты фармацевтической отрасли, работающие с рынком аптечного ритейла: Александр Шишкин, генеральный директор «АСНА», Олег Жеребцов, генеральный директор фармацевтической компании Solopharm, Павел Сагитов, руководитель направления по работе с аптечными сетями GSK, Юлия Нечаева, директор по стратегическим исследованиям DSM Group, Юлия Ильинова, проректор по учебной работе Санкт-Петербургского государственного химико-фармацевтического университета.

Юлия Нечаева, директор по стратегическим исследованиям DSM Group, сообщила, что согласно последними исследованиям объем фармацевтического рынка в 2018 году превысил 1,3 трлн рублей. Прирост рынка в 2017 году составил 8%, а за первое полугодие 2018 года – 0,8%. Последние 5 лет рынок находился в стагнации. Но с 2017 года аптечный сегмент начинает расти, потребитель стал возвращаться в аптеку. Спикеры выделили несколько основных тенденций в развитии рыночной ситуации:

  1. Снижение концентрации в дистрибьютерском сегменте. Еще в 2017 г. доля ТОП-10 ведущих дистрибьютеров составляла 82%, а на начало 2017 года уже – 72%. С рынка ушло заметное количество ведущих игроков. Но при этом растут дистрибьютеры «второго эшелона».
  2. В Российской Федерации низкая плотность аптечной сети. В РФ всего 155 тыс. населенных пунктов, а аптечные учреждения есть лишь в 7,5 тыс. Основной пул аптек сосредоточен в городах-миллионниках. Сейчас в рейтинге более 10 аптечных сетей, которые управляют более чем 1000 точек. ТОП-20 аптечных сетей управляют 25 тыс. аптечных учреждений – это более 40% от всех точек, которые расположены на территории России.
  3. Провизоры и фармацевты отмечают рост суммы среднего чека. Аптечный ассортимент на сегодняшний день представлен различными группами товаров. В одной аптеке потребители могут встретить 2,8 тыс. различных наименований товарного ряда, а всего в стране более 50 тыс. наименований.
  4. В последние годы изменилась стратегия деятельности провизоров, теперь при рекомендации товаров провизор руководствуется акциями, а не опытом, спросом или потребностями покупателя. Таким образом, происходит переключение потребителя на тот товар, который необходимо продать в той или иной аптеке.
  5. Еще одна тенденция – разращение онлайн-продажи лекарственных препаратов. Доля онлайн-продаж во всем мире составляет около 6%, что не очень много. Но аптеки и дистрибьютеры готовятся к возможному разрешению продажи лекарств через онлайн-каналы и службы доставки. В ТОП-100 интернет-магазинов входят только 2 сайта, связанные с заказом лекарств: Аптека.ру и Живика.ру. Но исследования в области e-commerce говорят, что доставка лекарств не так нужна. Важность доставки на дом сместилась на второй план, а на первый вышла возможность забрать товар в удобной точке продажи.
  6. Последние годы развивается канал собственной торговой марки (СТМ). Доля СТМ в аптечном ритейле не превышает 1,5%, в основном это нелекарственные препараты.
  7. Все тенденции, которые возникают в продуктовом ритейле, переходят и на аптечный рынок. Сейчас в 91% аптек есть программы лояльности. При этом аптеки предлагают дополнительный сервис, который позволяет увеличить лояльность покупателя: измерение артериального давления, консультации по косметике и т.п.

«Сегодня мы наблюдаем взрыв инвестиций в индустрии производства лекарств. У Санкт-Петербурга выгодное положение: с одной стороны – влияние западных технологий, а с другой – наличие кадров, которые готовят в химико-фармацевтическом университете и реального производства. Как минимум 6 компаний активно инвестируют в производство и разработки, благодаря чему возникает огромный пласт околофармацевтических отраслей: логистика, транспортировка, складирование, упаковка, полиграфия, пластмассовое и химическое производство, синтез субстанций. В ближайшие 3-4 года Петербург станет лидером отечественного фармацевтического производства. Нельзя не отметить огромный потенциал экспортного направления. Мы начали осуществлять поставки лекарств в Азию, Африку, страны Ближнего Востока», – отмечает Олег Жеребцов, генеральный директор фармацевтической компании Solopharm.

Оставить комментарий

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд