Профессионализм начинается с качественного образования
В рамках форума на протяжении всей недели проходит одно из самых знаковых мероприятий — сессия «Роль кадровой политики компании в развитии нефтегазового комплекса России». Под её эгидой состоялась панельная дискуссия на тему «Аспекты взаимодействия предприятий реального сектора экономики с учреждениями высшего образования».
Для современного образования в целом и для представителей компаний данная тема остается актуальной. В ходе сессии прозвучали доклады темы которых затрагивают все первостепенные области взаимодействия учебных заведений и производственных предприятий нефтегазовой отрасли.
Модератор конференции, проректор СПБ ГЭУ по дополнительному образованию, Директор института дополнительного профессионального образования – «Высшая экономическая школа» СПБГЭУ, Клементовичус Яна Язеповна, заявила о желании обсудить не только взаимовыгодное сотрудничество, а также затронуть вопрос перспектив кадровой и социальной политики компаний в развитии нефтегазового российского комплекса.
Первым среди спикеров своим опытом поделился Нагуманов Марат Мирсатович, директор ООО НПФ «Паркер». Он выделил несколько основных положений при построении культуры производства в Российской компании. Эксперт рассказал о стремлении компании мыслить сообща и следовать нескольким основным правилам: это долгосрочное планирование, создание условий для качественной работы, развитие производственной культуры и обучения. Марат Мирсатович сделал акцент на несколько особенностей при построении системы работы в компании «Паркер» – это организация стационарного медицинского кабинета, научно-образовательное партнерство, стратегический диалог и социальная активность.
Апаев Евгений Викторович, начальник отдела обучения и повышения квалификации персонала департамента управления персоналом ПАО «Транснефть» также отметил значимость обучения рабочего персонала, взаимодействия с опорными вузами и учебными заведениями общего образования. «Когда мы вовлекаем в процесс школы, то заочно подразумеваем их будущее направление, пытаясь научить их быть профессионалами. В целом, наша компания использует несколько уровней взаимодействия с образовательными организациями: корпоративная благотворительная программа развития школьного образования, поддержка и развитие среднего профессионального образования, программа развития материально-технической базы вузов, единые программы квалификации и переподготовки персонала».
Спикер рассказал, что ПАО «Транснефть» в рамках «школьной» программы провела ремонт в нескольких кабинетах, а именно физики и математики. Теперь обновленные помещения доступны для всех учащихся. К тому же, компания привлекает к сотрудничеству и профильных преподавателей.
«Программа приобретает еще большую значимость в соответствии с поручением президента Российской Федерации – это указ от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ, на период до 2024 года». Тем самым мы несколько раньше дали старт данной программе, чем безусловно гордимся. Будем двигаться дальше», — заявил докладчик.
Что касается высших учебных заведений, то в первую очередь ПАО «Транснефть» организует региональные подготовительные отделения совместно с вузами. Программы реализуются в 7 ведущих нефтегазовых вузах страны.
«Кроме того, студентам мы выплачиваем корпоративные именные стипендии. На данный момент их 115. А также осуществляем поддержку перспективных молодых преподавателей профильных вузов», – подчеркнул Евгений Апаев.
Директор «Газпром корпоративный институт» Печенкин Александр Евгеньевич рассказал о роли вузов-партнёров в реализации программ целевого обучения работников Группы Газпром, где развитие персонала регулируется в системе фирменного непрерывного профессионального образования сотрудников.
«Эта система выстроена в тесном взаимодействии со стратегическими развитиями компании, с политикой управления человеческими ресурсами в Газпроме и его дочерних организаций. Развитие системы регулируется на регулярной основе комплексной программы повышения эффективности управления ресурсами ПАО «Газпром» и включает в себя основные циклы развития обучения. Этот процесс охватывает все профильные департаменты, которые являются экспертами в различных областях».
Эксперт добавил, что компания всегда стремится взаимодействовать с вузами, которые имеют огромный научный и преподавательский потенциал, тем самым обогащая и организацию, и учебные заведения.
С докладом об основных вызовах современного нефтегазового образования выступил Калашников Павел Кириллович, начальник Управления стратегического развития РГУ нефти и газа (НИУ) имени Губкина. Он выделил первостепенные ограничения по взаимодействию вузов с компаниями ТЭК:
- Отсутствие промышленных полигонов для испытаний, исследований, внедрения инновация;
- Информационная и технологическая открытость;
- Отсутствие структурированного запроса отрасли на фундаментальные и поисковые НИОКР;
- Взаимоисключающие требования к публикационной активности со стороны МОН и компаний ТЭК;
- Отсутствие мотивации в компании ТЭК по вовлечению своих сотрудников в учебных процесс вузов;
- Дискредитация нефтегазового образования за счет отсутствия централизованного органа управления компетенции в ТЭК;
- Несовершенство технологий качественной реализации дистанционного образования по инженерным дисциплинам.
В ходе сессий эксперты обсудили широкий круг вопросов: роль системной подготовки руководителей высшего звена, дополнительные ресурсы для реализации задачи по развитию нефтегазотрейдинга в компаниях, разработку имитационной модели трейдинга газовых продуктов и специфику взаимодействия производства и образования.
Конференция продолжится и в последующие дни форума.
- 3 октября пройдут панельные дискуссии «Уникальные кадровые и социальные проекты компаний отрасли» и «Кадровое обеспечение объектов нефтегазового комплекса на территориях Дальнего Востока и Байкальского региона».
- 4 октября состоится панельная дискуссия «Уникальные кадровые и социальные проекты компаний отрасли».