НОВОСТИ

10 апреля 2025

Роботизированная сварка. Стремительное развитие отрасли меняет технологии и повышает кадровый профессионализм

Вопросы модернизации сварочного производства рассмотрели эксперты отрасли на международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы повышения эффективности сварочного производства», прошедшей 9 апреля в рамках 22-й Международной выставки «Сварка/Welding» в КВЦ «Экспофорум».

Участников приветствовал Михаил Тимофеев, к. т. н., главный сварщик НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей», выступивший модератором мероприятия.

Наталья Рубцова, директор Альянса сварщиков Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона, предложила почтить память уже ушедших коллег, создававших в стране технологическую сварочную службу: Александра Ардашникова, Владимира Горбача, Михаила Карасёва, Сергея Маркова, Александра Артемьева.

Виктор Гежа, к.т.н., начальник сектора НИЦ «Курчатовский институт» — ЦНИИ КМ «Прометей», рассказал о совершенствовании экспресс-метода определения содержания диффузионного водорода в наплавленном металле. «Хотя методик, определяющих содержание диффузно-подвижного водорода, который существенно влияет на технологию сварки, много, фактически все они требуют сложного дорогостоящего оборудования и высококвалифицированного персонала. Кроме того, все существующие методики позволяют определить содержание диффузного водорода лишь через довольно долгое время, как минимум на следующий день», — объяснил он предысторию задачи по разработке более простой методики, которую можно было бы применять на заводах.

Эта задача сегодня решена: соединив несколько методик, команда Виктора Гежи создала новую усовершенствованную экспресс-методику, позволяющую определять буквально в течение часа, а то и 15 минут, содержание диффузионного водорода в наплавленном металле. «Разработанная методика позволяет оперативно получить сведения о содержании диффузного водорода в наплавленном металле и отредактировать технологию сварки. В настоящее время производится патентование и выпуск нормативной документации на новую методику», — отметил Виктор Гежа.

Однако любое внедрение технологий на производство может упереться в отсутствие кадров, особенно квалифицированных. «Например, лет пять назад у нас не было такого процесса, как ручная лазерная сварка. Рабочему какой специализации можно поручить эту работу — сварку лазером вручную? А сейчас появилась роботизированная сварка. Какой именно сварщик может налаживать роботов и осуществлять сварку?» — задал риторический вопрос Александр Чупрак, председатель Совета по профессиональным квалификациям в области сварки, заместитель генерального директора по техническому регулированию и оценке квалификации СРО Ассоциация «НАКС».

Как отметил Александр Чупрак, из-за большого количества разных видов сварки и для удобства регулирования квалификации сварщиков Национальной системой квалификаций в области сварки до конца года планируется введение Классификатора видов профессиональной деятельности, в соответствии с которым будут актуализированы профессиональные стандарты.

Своевременность такого регулирования подтверждает всё более стремительное развитие отрасли. В конце прошлого года специалисты научно-образовательной лаборатории Санкт-Петербургского государственного морского технического университета впервые в России подготовили к эксплуатации на судостроительном предприятии установку для гибридной лазерно-дуговой сварки. Такая сварка характеризуется тем, что лазерный луч и электрическая дуга действуют одновременно, дополняя друг друга и повышая производительность и качество конструкции. Благодаря лазерно-дуговой установке скорость сварочных работ повышается до 6 раз по сравнению с дуговой сваркой.

«Гибридную сварку не внедряли в российское судостроение в основном из-за отсутствия этой технологии в нормативной документации и информации об этом способе в отрасли, в частности в Российском морском регистре судоходства. С 1 января 2025 года эти изменения внесены в нормативную документацию РМРС», — отметил Вячеслав Осипов, заместитель директора Института лазерных и сварочных технологий Санкт-Петербургского государственного морского технического университета (ИЛИСТ СПбГМТУ), добавив, что с января комплекс работает на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе. Немаловажно, что установка создана по отечественной технологии и из комплектующих, произведенных в России и дружественных странах.

Завершая конференцию, Михаил Тимофеев пожелал удачи всем отечественным производителям и представителям отрасли.

Оставить комментарий

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд