Современные технологии роботизированной сварки
29 сентября в рамках деловой программы выставки «Сварка/ Welding 2020» состоялась онлайн-конференция «Современные технологии роботизированной сварки».
Валерия Голубых, директор выставки «Сварка/Welding», поприветствовала всех зрителей и экспертов сварочного сообщества, напомнив, что выставка «Сварка/ Welding 2020» пройдет в офлайн-формате с 18 по 20 ноября 2020 года.
«Тематика сегодняшней сессии будет представлена в экспозиционной части выставки. А сегодня специалисты раскроют такие темы как: офлайн-программирование сварочных процессов, сварочные роботы с искусственным интеллектом, передовые разработки и цифровое планирование сварочных работ», – пояснила модератор.
С просветительской темой выступил Олег Панченко, директор центра роботехники «Kawasaki-Политех», заведующий лабораторией легких материалов и конструкций Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого. Он рассказал о способе соединения, не столь распространенном на территории России – сварке трением перемешиванием, она является относительно новым методом получения неразъемных соединений.
«На мой взгляд, этот способ интересен и уникален по ряду причин. Его особенность в том, что соединение происходит в твердой базе за счет пластификации материала, обеспеченного процессом трения. Первая стадия – заглубление – инструмент, вращаясь, входит в тело материала, и, за счет трения, пластифицирует его. Вторая стадия – это выдержка, переходящая уже непосредственно в сварку», – уточнил спикер.
По словам Олега Панченко, одна из особенностей сварки трением в том, что в отличие от дуговой, весь процесс сварки проходит в 10 раз быстрее (высокая скорость получения соединения) и имеет следующее преимущества: твердая фаза, широкий спектр свариваемых материалов, высокая степень автоматизации, отсутствие вредных паров и излучения. Применяется она в космонавтике, машиностроении, судостроении, железнодорожном транспорте, авиации и ракетостроении.
«Используются несколько видов – это специальные машины портального типа, роботы с параллельной кинематикой и роботы с осевой кинематикой. Кстати, мы в своей лаборатории развиваем этот способ с 2014 года, но у нас в стране отсутствую какие-либо нормативы, хотя есть международные стандарты», – добавил директор центра.
О роботизации процессов сварки в своем докладе изложил Роман Тимофеев, заместитель директора ООО «Робовизард» (официальный дистрибьютор Kawasaki Robotics на территории России и стран СНГ).
По его мнению, Россия в 20 раз отстает от среднего значения количества роботов – это 100 промышленных роботов на 10 тысяч рабочих, у нас же в стране – это только 5 роботов на то же количество рабочих.
«Существует много возможностей, которые, к сожалению, не используются. «Мы готовы предложить различные варианты решения этой проблемы. Kawasaki – это не только мотоциклы. Около 130 лет назад компания начинала с судостроения. Это также: авиация, космос и, конечно же, промышленные роботы, которыми компания начала заниматься около 50 лет назад», – заметил Роман Тимофеев.
Эксперт привел в качестве примера одну из цитат Равиля Хасамутдинова, ПАО «КАМАЗ»: «60-70% экономического эффекта получается благодаря более высокой производительности автоматизированного оборудования по сравнению с неавтоматизированным. 15-20% за счет повышения и стабилизации качества. 10-15% благодаря экономии заработной платы. Внедряя роботов, вы должны думать не об экономии зарплаты, а о высокой производительности».
Роман Тимофеев уверен, что автоматизация необходима при больших объемах работ, высоким требованиям к качеству и значительном влиянии человеческого фактора.
«Это три важных фактора, на которые следует обратить внимание, однако мы часто сталкиваемся со стереотипами. Роботизированная сварка – это повышение качества продукции и производительности, сокращение накладных расходов, гибкость и безопасность. К тому же, залог успеха – это правильно поставленная задача, правильный (адаптированный) продукт, правильный партнер (системный интегратор) с опытом внедрения, правильное оборудование. Мы всегда рекомендуем идти от простого к сложному. Kawasaki открыл в России технологический центр, лабораторию, где можно познакомиться с роботами, создать и отработать технологии, обучиться и получить консультацию», – объяснил представитель компании.
Алексей Кораблев, председатель правления НП «Кластер высоких, наукоемких технологий и инжиниринга «Креономика», академик инженерной академии, затронул несколько разделов темы роботизации.
Во-первых, специфику сварочных работ с применением искусственного интеллекта.
Сварочные работы Inrotech с искусственным интеллектом работают без программирования, без чертежей и без сварщика. Это мобильный робот, который подходит для судостроения или любой другой отрасли, выполняет 3D лазерное сканирование, затем программирует сварочное соединение, а после сканирования сам начинает сварку.
«Он полностью работает в автономном режиме, искусственный интеллект делает все самостоятельно. Аналогичный робот – это робот Inrotech-ClassicCompact. Он предназначен для сварки в любом замкнутом пространстве или помещении двойного дна для сварки панелей», – подчеркнул председатель.
Во-вторых, офлайн-программирование в среде цифровых двойников.
«Наша группа компаний развивает компетенции, связанные с созданием цифровых двойников в программном продукте Visual Components. Цифровые двойники – это имитационные модели, которые могут динамически представить все производственные процессы, протекающие в роботизированной сварке. Visual Components позволяет сформировать цифровой двойник, в отличие от других программных продуктов – это открытая платформа, где можно создавать свои собственные приложения или использовать сторонних разработчиков, от отдельной единицы оборудования, до целой сварочной ячейки. Важная особенность – встроенная система подготовки производства. Когда технология запущена, цифровые двойники применяются для контроллинга», – заверил Алексей Кораблев.
И, в-третьих, система для цифрового планирования и управления роботизированного сварочного производства: «Если говорить об этом продукте в соответствии с международными стандартами – это МОМ, управление производственными операциями по ISA-95. Очень удобная система для эксплуатации с планированием и контролем нескольких площадок с веб-интерфейсом. Более того, поскольку система облачная в нее могут быть подключены контрагенты».
Выступившие эксперты отметили важность данной тематики и выразили готовность более детально обсудить вопросы Индустрии 4.0 в рамках деловой программы выставки 18-20 ноября 2020года.
Спонсор мероприятия – «Газпромбанк» (Акционерное общество).