НОВОСТИ

23 сентября 2018

В «Экспофоруме» исполнили «зрительную симфонию»

23 сентября Симфонический оркестр Ленинградской области «Таврический» дал в конгрессно-выставочном центре особенный концерт. Музыканты озвучили документальный немой фильм «Человек с киноаппаратом» 1929 года музыкой современного композитора Мурата Кабардокова.
В этот вечер зрители получили необычный киномузыкальный опыт. На 2D-экране, самом большом в Санкт-Петербурге, транслировалась экспериментальная картина советского режиссера Дзиги Вертова «Человек с киноаппаратом» – в 2014 году лента была признана британским журналом Sight & Sound лучшим документальным фильмом всех времен. Оригинальный саундтрек, написанный Муратом Кабардоковым специально для этого кино, виртуозно исполнил коллектив «Таврического».

Художественный руководитель и главный дирижер оркестра, народный артист Кабардино-Балкарии Михаил Голиков рассказал журналистам до начала концерта, что зрители получат возможность познакомиться с духом эпохи 1920-х годов и ее атмосферой.

«Мы делали этот проект с сегодняшним ощущением времени. Проделана двойная работа. С одной стороны, во время исполнения нужно следить за картинкой, с другой – попасть в смысл. Музыка здесь самодостаточная, и это не просто озвучка картины!» – подчеркнул он.

Живое кино, или, как говорил сам Дзига Вертов, «зрительная симфония», было представлено в отреставрированной версии 2014 года – в полном кадре, в максимально приближенной к оригиналу 1929 года версии. Гости «Экспофорума» могли по достоинству оценить необычность этого фильма, в котором нет ни сюжета, ни актеров, а главная ставка сделана на наблюдение за жизнью.

Утро в большом городе – это спящие младенцы, выезжающие из депо трамваи, первые дворники, деревья на ветру – и все это в геометрии улиц, снятых сверху, снизу и сбоку. Вместе с нарастанием дня эпизоды сменяются все чаще вместе с музыкой, от пиано до форте и обратно. И вот уже мчится поезд, лошади трудятся в шахте, перед глазами зрителя мелькают похороны, свадьба, роды. Тем временем пожарные спешат на вызов, ловко работают упаковщицы, связистки, машинистки – и все это в движении, в жизни и дыхании суетливого города. И повсюду – на крыше поезда, в сталелитейном цеху, в женской спальне, в парикмахерской и под рукой цирюльника, в лебедке строительного крана, в движущемся автомобиле, снимающем другой движущийся автомобиль, – он, скромный человек с киноаппаратом, одновременно наблюдатель и участник событий.

Вместе с ним зрители созерцают поток жизни: то мерное тиканье часов, то оживленный пляж, то упражнения атлетов, то гимнастику девушек, то выражения лиц взрослых и детей – серьезные, деловитые, смеющиеся. Карусель, мотогонки, пивной бар, игра на ложках, уличная толчея – кажется, автор успел увидеть самые разнообразные ситуации, и музыка неотступно следует за ним. И вот уже кто-то с экрана улыбается зрителю, на что невозможно не ответить улыбкой.

Режиссеру Дзиге Вертову и главному оператору картины Михаилу Кауфману удалось показать вневременные возможности киноязыка в 6 главах о жизни города. Здесь и работа скрытой камеры, и наложение кадров, и смена эпизодов. Наши современники Мурат Кабардоков и Михаил Голиков вдохнули в картину новые смыслы и придали ей больше жизни благодаря музыке.

Премьерное исполнение киношоу «Человек с киноаппаратом» состоялось в 2017 году на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге на открытии XXVII Международного кинофестиваля «Послание к человеку». Тогда его услышали более 50000 петербуржцев и гостей.

В «Экспофоруме» концерт состоялся впервые. Следующие выступления оркестра «Таврический» запланированы на октябрь и ноябрь. В планах – показ балета «Легенды Невского проспекта» и концерт «Шедевры мировой оперы, оперетты, мюзиклов».

Оставить комментарий