НОВОСТИ

29 ноября 2022

В Экспофоруме обсудили развитие Национальной системы квалификаций

VIII Всероссийский форум «Национальная система квалификаций России» продолжает свою работу. 29 ноября на площадке санкт-петербургского «Экспофорума» прошли сессии «Механизмы партнерства бизнеса и образования: практика и новые решения», «Совершенствование механизмов и информационных ресурсов национальной системы квалификаций». Также в рамках Форума НСК состоялись HR-форум и пленарное заседание «Национальная система квалификаций: результаты, задачи, перспективы».
В адрес участников Форума были получены приветственные адреса от Президента Российской ФедерацииВладимира Путина, Председателя Правительства РоссииМихаила Мишустина, заместителя Председателя Правительства РоссииТатьяны Голиковой, министра здравоохранения РоссииМихаила Мурашко.

В пленарном заседании форума приняли участие руководители федеральных органов исполнительной власти, члены Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, главы советов по профессиональным квалификациям. Участники заседания обсудили результаты работы, задачи и перспективы Национальной системы квалификаций (НСК).

Открывая заседание, президент Российского союза промышленников и предпринимателей, председатель Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациямАлександр Шохинотметил, что государственные инициативы, такие как федеральные проекты «Кадры для цифровой экономики», «Профессионалитет» и «Передовые инженерные школы», были разработаны с учетом активного участия бизнес-сообщества и предполагают вовлечение работодателей в реализацию этих проектов и актуализацию образовательных программ. «Это позволит обеспечить бесшовный переход выпускников образовательных учреждений на рынок труда», – считает Шохин.

Спикер выразил уверенность, что 2023 год станет новым этапом развития Национальной системы квалификаций. В настоящее время утверждены порядка 1500 профстандартов, которые находят отражение в образовательных программах посредством актуализации федеральных государственных образовательных стандартов, профессионально-общественной аккредитации и практике совмещения государственной итоговой аттестации и независимой оценки квалификации. В частности, в нынешнем году в пилотном проекте ГИА-НОК приняли участие 24 вуза страны. «Предлагаю в 2023 году завершить стадию пилотирования и перейти к массовому применению инструментов», – предложил председатель Нацсовета.

По мнению министра труда и социальной защиты РФАнтона Котякова, профессиональные стандарты должны задавать планку развития компетенций и одновременно – носить прикладной характер. «Только в этом случае они могут быть полезными и востребованными», – убежден министр. Спикер сообщил, что Минтрудом России принят ряд решений, которые позволят существенно ускорить процесс утверждения новых профстандартов и профквалификаций. В частности, 17 октября 2022 года вступили в силу новые правила разработки, рассмотрения и утверждения наименований квалификаций и требований к ним, утвержденные приказом Минтруда России от 11.07.2022 года №410н. Этот документ позволит существенно сократить процедуру согласования.

«Очень важно обеспечить обобщение набора компетенций, передаваемых работодателями в рамках реализации федеральных проектов “Передовые инженерные школы” и “Профессионалитет”, для тиражирования в вузах и учебных заведениях СПО по всей стране. Важную роль в этом процессе могут играть советы по профессиональным квалификациям, – считает генеральный директор Национального агентства развития квалификацийАртем Шадрин. –СПК – это организации, которые берут на себя лидерские функции по развитию инструментов Национальной системы квалификаций. Я хотел бы поблагодарить коллег из СПК, а также региональных методических центров за работу. Надеюсь, в наступающем году мы продолжим совместную работу и сможем достичь значимых результатов».

На открытииHR-форумазаместитель Министра труда и социальной защиты Российской ФедерацииЕлена Мухтияровасказала: «Говоря о механизмах повышения качества профессионального образования, хотелось бы отметить и поддержать инициативу Минобрнауки и Рособрнадзора по совмещению процедур независимой оценки квалификации и государственной итоговой аттестации в сфере высшего образования. На наш взгляд, такой подход позволяет создать необходимые стимулы в обеспечении максимально полного соответствия реализуемых вузами образовательных программ и профессиональных стандартов». Данная практика также формирует дополнительную мотивацию студентов для получения знаний и умений в полном объеме, установленном профстандартами, подчеркнула она.

Мухтиярова также отметила, что ряд советов по профессиональным квалификациям успешно реализуют практику совмещения ГИА-НОК в рамках программ дополнительного профессионального образования и выразила пожелание относительно дальнейшего распространения данной практики.

Значимость успешного взаимодействия различных сегментов рынка труда отметил и заместитель министра науки и высшего образования Российской ФедерацииДмитрий Афанасьев. «Сегодня процессы должны приобрести совершенно другую динамику, мы обязаны убрать барьеры на пути кооперации бизнеса и системы образования», – подчеркнул он в своем выступлениина сессии «Механизмы партнерства бизнеса и образования: практика и новые решения».

Спикер рассказал о новых возможностях для предприятий, инвестирующих в образовательные организации, которые предоставил принятый 4 ноября 2022 года Федеральный закон № 430-ФЗ «О внесении изменений в статью 286-1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации». Соответствующие нормативные акты должны быть приняты на уровне субъектов РФ, поскольку именно регионы будут предоставлять вычеты инвесторам.

Замминистра также остановился на практике целевого набора, в частности – на необходимости совершенствования данного механизма: в настоящее время, заметил он, работодатели не выбирают половины квот на целевое обучение. В качестве возможного решения спикер предложил расширить практику заключения целевых договоров, которые будут заключаться на старших курсах со студентами, зарекомендовавшими себя на практике или в ходе реализации учебных проектов.

Участники сессий форума «Национальная система квалификаций России» и HR-Форума обсудили различные аспекты применения инструментов Национальной системы квалификаций, вопросы внедрения её методологии и оценочных средств в практическую работу учреждений среднего профессионального образования, вузов, предприятий реального сектора. В числе прочего спикеры обсудили нормотворческую работу, вызовы и тренды современного рынка труда и перспективы развития сферы

Записи мероприятий можно посмотреть наофициальном сайте Форума НСК.

Оставить комментарий