10 октября генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков принял участие в круглом столе «Деловой туризм в Петербурге. Международное место встречи в период похолодания». Дискуссию организовало информационные агентство «РБК-Петербург», местом встречи экспертов стал отель Indigo на ул. Чайковского, 17.
Представители городского комитета поразвитию туризма, конгрессно-выставочной сферы, гостиничного, ресторанного итуристического бизнеса обсудили проблемы иперспективы Северной столицы как международной дестинации нафоне политических разногласий сЗападом, действия санкций исмещения фокуса на«восток» при одновременном развитии инфраструктуры – появлении современного аэропорта «Пулково-3», КВЦ «Экспофорум» идругих современных объектов.
«Мыопережаем скорость, которую для себя определили. В2011 году, когда мыобъединили «Ленэкспо» и «Экспофорум» изаложили первый камень встроительство нового КВЦ, мыопределили стратегию развития – проводить более 160мероприятий наплощадке. Сегодня мывышли наэти показатели. В2016 году провели более 170мероприятий, приняли более 1млн посетителей. В2017 году ожидаем более 1,1–1,2млн человек», – оптимистично отметил С. Воронков.
Поего словам, идет серьезная работа совместно сконгрессно-выставочным бюро Санкт-Петербурга, запланированы несколько конгрессов на2018-й ипоследующие годы, адо2025 года впроработке находятся еще пять мероприятий.
«Наши стратегические задачи реализуются: укрупняем существующие ипривлекаем новые мероприятия. Выставки, вотличие отконгрессов, серьезно завязаны наэкономическую конъюнктуру, они растут, консолидируются. Например, унас выросли выставка «Нева», Петербургский международный газовый форум. Здравый смысл преобладает: вотраслях, где есть рост, растет иколичество иностранных участников», – подчеркнул онирассказал обуспешной работе Китайского делового центра в«Ленэкспо» как «делового чайна-тауна».
Генеральный директор Петербургского международного юридического форума Ольга Мотенко отметила потепление вотношениях синостранными партнерами иучастниками. Форум проходит вгороде наНеве ежегодно, и, как отметила эксперт, участников становится все больше: людям удобно затри дня решить все рабочие вопросы, они едут вПетербург судовольствием.
Навопрос отом, чего нехватает рынку делового туризма Санкт-Петербурга, Ольга Мотенко ответила так: «Для первого визита иностранцам важно нетолько выступить наделовом мероприятии, ноипосмотреть красоты города. Это огромный аргумент для тех, кого мывпервые приглашаем вгости. Унас более 4000 участников форума, иеслибы вцентре была удобная площадка, мымоглибы приглашать в1,5–2 раза больше участников. Сейчас приглашаем только топов рынка».
Более критическую позицию орынке туризма игородской инфраструктуре представила руководитель туристической компании ITS, инвестор Indigo Hotel Виктория Шамликашвили.
«Внаш город люди приезжают, иэто главное. Ноаэропорт недозагружен ипоколичеству направлений, ипоколичеству людей. «Пулково» – один изсамых дорогих аэропортов вмире пообслуживанию. Благодаря «Сапсанам» люди приезжают кнам инапоезде, нонужны удобные подъезды кМосковскому вокзалу иаэропорту «Пулково», – отметила она.
Помнению В. Шамликашвили, почти все мероприятия вПетербурге проходят скученно впериод с15мая по15 июня, при этом отели невсегда комфортны для гостей.
«Мыевропейский город идолжны быть ориентированы налюдей западной цивилизации. Надо сделать город удобным влюбое время года, расширить рамки делового сезона, сдвигать мероприятия спериода «белых ночей» иобмениваться информацией», – отметила она.
Александр Тихомиров, генеральный директор АО «Транстех Нева Эксибишнс», которое каждые два года успешно проводит вПетербурге международную выставку погражданскому судостроению «Нева», отметил, что «ЭкспоФорум–Интернэшнл» обладает достаточными компетенциями как вразмещении гостей вгостиницах натерритории комплекса, так ивдругих отелях: «Мынеслышим жалоб окачестве приема навокзалы иаэропорты. Визы – тяжелый аспект, этот вопрос надо решать, причем получить туристическую визу проще, чем бизнес-визу».
Вопрос свизами, помнению эксперта, можно решать спомощью Министерства иностранных дел РФ.
«Конечно, санкции влияют нанас, сними можно инужно бороться. Выставки занимаются продажей образа будущего. ВСССР это были выставки достижений народного хозяйства, теперь мыпродаем образ будущего, закоторый люди голосуют деньгами. Выставки – инструмент формирования будущего, иэто вопрос цивилизационного выбора. Мне он[цивилизационный выбор] сейчас непонятен, поэтому мысосредоточились набизнес-процессах», – сказал А. Тихомиров.
Поего мнению, нестоит зацикливаться напривлечении только европейских или только азиатских (китайских) участников, неставить ихврамки, важно работать совсеми иуходить отполитизированности впродвижении мероприятий.
Оситуации нарынке культурных событий рассказала руководитель фестиваля Dance Open ипродюсер проектов вобласти искусства Екатерина Галанова.
«Мыинициируем иобслуживаем мероприятия. Нетуристический сезон – это театральный сезон, инам работать вэто время даже удобнее. Насвоем рынке мынечувствуем санкций – эта проблема нас вообще некасается. Иностранные участники хотят приезжать кнам все чаще, есть приток москвичей», – сказала она.
Полезным, помнению Е. Галановой, могбы стать обмен информацией между структурами внутри города– вэтом отношении пилотный проект комитета поразвитию туризма «Единый календарь событий Санкт-Петербурга»— хорошая инициатива. Вноябре, например, пройдет очередной крупномасштабный Фестиваль света наДворцовой площади, сказала эксперт.
Генеральный управляющий «Ресторанов Арама Мнацаканова» («Пробка» идр.) Александр Батушанский отметил, что основная аудитория ресторанов– внутренние деловые туристы. Сезонность вэтой сфере обратна туристической, поэтому лето рестораторам интересно как компенсация оттока бизнесменов заграницу.
«Мероприятия должны быть ориентированы навнутреннее потребление, а «лубочные» проекты для иностранцев бессмысленны. Вовсем мире мероприятия становятся популярными уиностранцев тогда, когда они востребованы уместных жителей»,– сказал он.
Поего мнению, рестораторы заинтересованы вделовых туристах иоткрыты для всех. Чтоже касается возможного регулирования гостиничного бизнеса, этого делать нестоит.
«Отели итак изкожи вон лезут, все конкурируют покачеству. Петербург интенсивно развивается, иэто нивелирует негативные внешние процессы. Надо развивать транспорт икультуру уборки города»,– добавил он.
Управляющий партнер компании «Вектор-Экспо» Андрей Васильченко отметил, что вРоссии MICE-индустрия сосредоточена главным образом вМоскве.
«Давайте продвигать прием бизнес-делегаций наконгрессы ивыставки, привлекать бизнес. Важна поддержка города, апрогноз мой такойже, как инапредыдущие годы»,– сказал он.
Позицию городской администрации представила заместитель председателя комитета поразвитию туризма Санкт-Петербурга Нана Гвичия: «Совсем недавно нас признали лучшей туристической дестинацией Европы, иделовое сообщество позитивно относится кПетербургу. Санкции влияют наопределенные сегменты ирынки, нонанас они неповлияли– впервом полугодии 2017 года Петербург посетили 4млн туристов, причем рост туристов изКанады иСША составил 10%».
Вдекабре вПетербург начнут летать «Катарские авиалинии»– город ожидает приток новых гостей, направленных втом числе наделовой туризм, отметила эксперт иподчеркнула: «Любую проблему можно решить, когда она обсуждается икогда есть возможность еерешить. Важной является нетолько инфраструктура, ноинаполнение, контент проводимых мероприятий».
Генеральный менеджер отеля Hotel Indigo St. Petersburg– Tchaikovskogo, Евгения Данилихина рассказала, что сейчас наблюдается спад туристов, сохраняются проблемы свизами.
«Рейтинг отеля зависит втом числе оттого, как водитель встретит гостя наМосковском вокзале… Наш отель входит втоп-5 порейтингу Trip-advisor, ноимысейчас ощущаем спад «неделовых» туристов, втом числе российских».
Входе круглого стола эксперты подчеркнули важность сотрудничества, информационного обмена исовместного продвижения проектов, обсудили вопросы этики вделовом туризме иперспективы электронных виз, обозначили необходимость формировать «единое лицо» города для внешних ивнутренних туристов.
Как отметил взавершение встречи генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл» Сергей Воронков, порынку конгрессов в2018 году ожидается рост 15–20%, аввыставках важно конкурировать покачеству продукта.
«Деловые мероприятия– это средства развитий компетенций территорий. Унас развиты кластеры энергомашиностроения, судостроения, газа, фармацевтики, приборостроения– всего более 12 секторов. Вэтих областях мылидируем вРоссии, иименно здесь должно быть больше мероприятий номер один»,– сказал он.
Участники встречи согласились стем, что Санкт-Петербург останется привлекательным засчет своих разнообразных возможностей. Всвою очередь Нана Гвичия отметила, что комплекс «Экспофорум», возможно, лучший пример того, как продвигать ипродавать ресурсы даже тогда, когда объект еще непостроен.