Генеральный директор «ЭкспоФорум-Интернэшнл», президент Российского союза выставок и ярмарок Сергей Воронков рассказал, как конгрессно-выставочные мероприятия формируют новое гражданское общество и помогают выстоять российской экономике.
Новые роли, новые форматы
«Экспофорум» ежегодно посещают около миллиона человек. Почти 700 тысяч из них (а это 70% от всего трафика в Петербурге) – деловые туристы. То есть – представители власти, деловой, дипломатической, культурной и научной элиты. На площадке все эти люди общаются друг с другом, проводят сотни тысяч встреч и переговоров, устанавливают связи. И другого столь же эффективного инструмента просто не существует. Конгрессно-выставочные центры – лучший институт социализации.
Важно не только пересобрать экономику, но и создать новое гражданское общество с новыми идеями, новыми общими платформами, новым будущим. Чтобы это сделать, нужны тысячи мероприятий для разных групп населения. Только живое общение, коллективная энергия, коллективное сознательное формирует новое гражданское общество.
Не случайно по поручению президента России Владимира Владимировича Путина создается проект «Россия». С 4 ноября на ВДНХ заработает масштабная выставка, которая продемонстрирует достижения всех российских регионов и отраслей экономики за последние годы, а также перспективы развития. Важно, что будут использоваться форматы, которые донесут правильные нарративы в том числе и до детей. Им в скором времени самим предстоит строить новое будущее России. За несколько месяцев выставку посетят миллионы человек.
Событие – единственный уникальный инструмент, который позволяет верифицировать информацию на предмет истинности. Когда ты всё видишь своими глазами, трогаешь своими руками, общаешься с реальными людьми носителями информации, создаётся самое важное в сегодняшнем мире условие для динамичного развития экономики и общества – доверие. Только конгрессно-выставочные площадки и события, которые на них проходят, сегодня способны сформировать пространство доверия.
Доверие, социализация, живое общение с реальными людьми – то, на что сегодня в обществе самый большой запрос. Это видно и по новым форматам мероприятий.
Например, крупные компании сейчас уходят от практики обычных корпоративов в пользу профессиональных корпоративных форумов. Выбирают мотивационные мероприятия с поощрением лучших работников, курсами повышения квалификации, профконкурсами, организацией обмена опытом, обсуждением внутрикорпоративных вопросов. Сегодня корпорации заинтересованы в повышении лояльности персонала, вовлечении сотрудников в реализацию стратегии. Есть потребность в создании ощущения стабильности, социального оптимизма, будущей перспективы, сопричастности человека к трудовому коллективу.
Тренд на профессиональные корпоративные форумы набирает силу, и наша задача – помочь компаниям получить доступ к лучшим практикам в этой сфере. Бесконечное море онлайна, нейросетей, маркетплейсов сводит к минимуму живое человеческое общение. Профессиональные корпоративные форумы – тот островок социализации, который обеспечивает живые контакты, стабильность и уверенность в будущем.
Конгрессно-выставочные события формируют эти же ощущения уже на глобальном уровне во всем обществе в целом. Они не просто сплачивают и объединяют людей на основе общих тем, идей, взглядов. Выставки, конгрессы, форумы, саммиты наглядно демонстрируют процессы развития страны, инструменты и способы её ответа на беспрецедентные международные вызовы, адаптацию к новым реалиям, реализацию важнейших стратегических задач: импортозамещение, параллельный импорт, развитие новых логистических цепочек и международной кооперации, сквозные технологии и т.д.
Любой участник/посетитель, оказавшись на событии, увидит образ будущего, к которому идёт страна и который как раз и формируется непосредственно на конгрессно-выставочных площадках. Такой человек навсегда перестанет верить различным вбросам, фейковым исследованиям, дезинформации. Он поймёт, как, куда и к чему движется страна, увидит её развитие, поймёт, какую роль он сам может сыграть в этих процессах. Единственные чувства, которые останутся после, – позитив, оптимизм и уверенность в завтрашнем дне.
События объединяют дружественные страны
Конгрессно-выставочные мероприятия – ещё и инструмент народной дипломатии и мягкой силы. Зарубежные граждане не получают объективную информацию о нашей стране и знают про Россию только то, что говорят в западных медиа. Приезжая к нам на событие, они полностью избавляются от стереотипов и уже никогда не будут верить международным фейкам. Нам необходимо развивать международное сотрудничество и способствовать консолидации не только нашего общества, но и установлению социальных связей и экономических отношений с дружественными государствами.
Одно из главных конкурентных преимуществ глобального Запада над глобальным Востоком – высокая организованность, налаженные связи. По сути там выстроена единая нейронная сеть, которая позволяет в кратчайшие сроки принимать консолидированные решения. Задача государств ШОС, БРИКС, ЕАЭС – построение аналогичной структуры. Для ее создания и возникновения коллективного сознания необходимы личные встречи. Как деловое сообщество мы имеем дело примерно с 1% населения стран ШОС и БРИКС – представителями власти, научной и бизнес-элиты. Это примерно 70 миллионов человек, у каждого должно возникнуть хотя бы 1000 связей, чтобы сформировалось коллективное сознание. На крупном мероприятии уровня ПМЭФ происходит порядка 150 тысяч встреч. Значит в год странам ШОС и БРИКС необходимо проводить 700 тысяч мероприятий. А сейчас их лишь 40 тысяч.
Но тенденции позитивные. На ПМЭФ собрались представители 130 стран и территорий. В июле «Экспофорум» принимает Саммит Россия – Африка. На него приедет вся элита почти всех стран Африки, включая глав государств.
Вспоминается старая притча про прутик и веник. Один прут легко сломать пополам, а с веником уже этот трюк не пройдёт. Так вот, российская экономика выдержала мощнейший санкционный удар, потому что прутики собрались в веник. А инструментом этой консолидации общества, бичёвкой, которая связала все прутики воедино, стали конгрессно-выставочные события.
Поэтому нам нужно проводить как можно больше мероприятий самой разнообразной тематической направленности по всем сферам экономической деятельности, чтобы и дальше успешно сообща противостоять всем вызовам времени.