28–29 ноября 2023 года в конгрессно-выставочном центре «Экспофорум» состоялся Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке» совместно с Санкт-Петербургским международным научно-образовательным салоном.
Более 600 специалистов, экспертов, ученых, преподавателей и студентов обсудили новые подходы к организации высшего образования и подготовке преподавателей, а также определили основные направления работы научного сообщества в условиях экономической турбулентности.
Тема Конгресса в этом году – «Наука и профессиональное образование на рубеже эпох. Новые вызовы».
На торжественном открытии Салона, состоявшемся 28 ноября, 2024 год в Санкт-Петербурге объявили Годом Санкт-Петербургского государственного университета. В следующем году первый вуз России отметит 300-летний юбилей.
На площадке Салона впервые прошла церемония награждения почетными званиями заслуженных работников высшей школы Санкт-Петербурга. Новый знак «Заслуженный работник высшей школы» 13 петербуржцам вручил губернатор города Александр Беглов.
Ключевым мероприятием Конгресса стало пленарное заседание, которое открыл ректор Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна Алексей Демидов. В своем выступлении он сообщил, что первые шесть вузов России уже перешли на новую программу высшего образования. Среди пионеров перехода – Санкт-Петербургский горный университет. В вузе появились образовательные программы базового, базового высшего и специализированного высшего образования. Большое внимание в них уделено производственной практике.
«Мы проанализировали ситуацию в университетах и выяснили, что нарушена преемственность», – рассказал ректор Санкт-Петербургского горного университета Владимир Литвиненко. По его мнению, необходима серьезная подготовка преподавателей, которые могли бы стать для студентов настоящими наставниками. Новая программа Горного университета как раз подразумевает подготовку преподавателей-исследователей для вузов, педагогов-исследователей для средних учебных заведений и ученых-теоретиков.
Ректор Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого, председатель Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук, академик РАН Андрей Рудской обозначил задачи для академического сообщества. Он напомнил, что в мае 2023 года председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин подписал распоряжение о создании Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук.
Генеральный директор Национального медицинского исследовательского центра им.В.А.Алмазова, академик РАН Евгений Шляхто, в свою очередь, рассказал об инновациях в медицинском образовании. «Мы переходим от эпохи доказательной медицины к эпохе персонализированной медицины, с учетом индивидуальных особенностей человека», – подчеркнул он. Изменения связаны с данными и информатизацией. «Люди будут все чаще переходить на дистанционные медицинские технологии, инструменты искусственного интеллекта, анализ генетических данных», – спрогнозировал академик.
Председатель Совета директоров Группы компаний «С7» (S7 Group) Евгений Елин поделился мнением представителей реального сектора о том, что России нужны инженеры, способные создавать и обслуживать современные турбинные двигатели, и в заключение попросил вузы поскорее решить задачу с кадрами. Со своей стороны, он пообещал предоставить специалистам необходимую материальную базу для практики.
«Образование – сектор мобилизации экономики, вопрос нашего суверенитета. Если мы не решим эту проблему, в стране не будет создана среда единого порыва, а без этого с вызовами не справиться», – подытожил мероприятие Владимир Литвиненко.
Ярким акцентом Конгресса стал Финал конкурса «300 лет Российской академии наук и Санкт-Петербургскому государственному университету. История в лицах», в котором участвовали студенты, магистранты и аспиранты образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования Санкт-Петербурга. Компетентное жюри определило и наградило пятерых победителей конкурса – студентов Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургского научно-исследовательского института скорой помощи им.И.И. Джанелидзе, Санкт-Петербургского государственного экономического университета и Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.
О сельском хозяйстве, машиностроении, энергетике, судостроении и приборостроении шла речь на круглом столе «Роль Санкт-Петербургского отделения Российской академии наук в развитии экономики Санкт-Петербурга в условиях новых вызовов». Участники дискуссии пришли к выводу, что ни одна отрасль не может быть успешной без связки с современной научной мыслью.
Академик РАН Владимир Пешехонов, научный руководитель АО «Концерн «Центральный научно-исследовательский институт «Электроприбор», на мероприятии рассказал о том, как сочетание высоких технологий и науки обеспечивает успех российским производителям в таких отраслях, как машиностроение, энергетика, судостроение и морское приборостроение.
«В Петербурге очень хороший фундамент для развития технологий. Но наука не стоит на месте, развивается быстро, и мы, ученые, видим свою задачу в форсированном развитии прикладной и наукоемкой промышленности», – отметил он.
Мнением о том, что российским вузам нужны новые учебники, на круглом столе поделился научный руководитель Института лингвистических исследований РАН, академик РАН Николай Казанский. По его словам, в России не хватает современных учебных пособий по точному машиностроению, станкостроению и робототехнике, а также авторов, пишущих учебники для вузов, в том числе технических, которые готовят кадры для современной промышленности. Обмен опытом с зарубежными коллегами также затруднен, поскольку российская наука лишилась доступа в том числе к иностранным научным журналам.
«Если не инвестировать в науку, то производство не сможет развиваться»,– резюмировали участники дискуссии.
Важность качественной работы с информацией обсудили представители пресс-служб образовательных и научных организаций, а также молодежных СМИ на круглом столе «Роль пресс-служб образовательных и научных организаций, а также молодежных СМИ в популяризации науки и освещении событий научно-образовательной сферы Санкт-Петербурга».
Председатель городского Комитета по науке и высшей школе Андрей Максимов выразил уверенность, что без современных методов передачи информации невозможно популяризировать науку и образование. Каждое учебное заведение, каждый институт, по мнению спикера, должны быть открытыми и интересными всем, кто хочет развиваться. «Кто владеет информацией, тот владеет миром. Дело даже не в качестве постов, хотя это тоже актуально. Наша задача – нести профессиональную правду о том, что мы живем в Санкт-Петербурге, колыбели науки и профессионального образования. Голос у Петербурга должен быть значимым и весомым», – подчеркнул Андрей Максимов.
На пресс-подходе в рамках Конгресса эксперты рассказали о том, как можно улучшить уровень среднего специального образования в России: важно восстановить институт профтехучилищ, а также синхронизировать профессиональные и образовательные стандарты.
«В среднем специальном образовании есть как точки роста, так и точки застоя. Что касается недоработок, то я уверен, что мы зря уничтожили профтехучилища», – заявил Андрей Рудской.
О ситуации в сегменте среднего специального образования также рассуждала первый проректор СПбГУ Елена Чернова. Как она отметила, повысить качество образования в колледжах, где оно хромает, можно путем присоединения к профильному вузу. Качество образования в присоединенном колледже может быть улучшено за счет педагогического коллектива, а также взаимодействия с той или иной производственной базой. «Это тройственный союз: колледж, вуз и производственная база потенциального работодателя», – утверждает эксперт.
По ее словам, уже есть несколько удачных примеров присоединения. Например, медицинский колледж при СПбГУ, который готовит средний медицинский персонал. Его выпускники могут учиться далее на медицинском факультете Университета. К СПбГУ также присоединен колледж физкультуры и спорта, на основе которого создается бакалавриат, напомнила Елена Чернова.
В рамках деловой программы Конгресса также состоялись: круглый стол «Роль профессионального сообщества в гармонизации отношений между рынком труда и образованием», стратегическая сессия «Инструменты повышения привлекательности научно-образовательной сферы», круглый стол «Знание»: Традиции и новации просветительства», круглый стол «Подготовка кадров для развития российской инфраструктуры качества», круглый стол «Роль института наставничества в подготовке научно-педагогических кадров» и стратегическая сессия «Развитие науки и системы профессионального образования в регионе: тенденции и методы исследования».
Совместно с Конгрессом с 28 по 30 ноября прошел Санкт-Петербургский международный научно-образовательный салон. Экспозицию представили более 80 образовательных организаций. Деловая программа Салона была ориентирована как на молодежную аудиторию, так и на специалистов в сфере образования.
В 2023 году участники Конгресса могли посетить и другие значимые мероприятия, проходящие одновременно в Экспофоруме: Международный форум-выставку «Российский промышленник» и Форум работающей молодежи. Объединение усилий организаторов обеспечило высокий уровень мероприятий, создало благоприятные условия для реализации многих проектов и программ, а также для демонстрации передового опыта Санкт-Петербурга в сфере профессионального образования, науки и инноваций.
Санкт-Петербургский конгресс «Профессиональное образование, наука и инновации в ХХI веке» – одно из ключевых ежегодных мероприятий Недели науки и профессионального образования Санкт-Петербурга. Он проводится с 2007 года в рамках государственной региональной программы «Экономика знаний в Санкт-Петербурге». Организатором Конгресса выступает Комитет по науке и высшей школе.
Ссылка на официальный сайт Конгресса: https://expoconf.online/ingcongress
Ссылка на сайт Салона: https://znanie.expoforum.ru/