Изменение логистики за два прошедших года, новые маршруты и возможности для экспортеров в отношении транспортировки грузов обсудили эксперты на семинаре «Логистика на экспорт: новые маршруты», прошедшем в рамках XXVII Международного форума-выставки «Российский промышленник» в Экспофоруме.
«После введения санкций пострадали не только финансовые, но и логистические цепочки, что стало вызовом для экспортеров, ведь логистические маршруты претерпели изменения. Сегодня произошла существенная переориентация на новые рынки, большая часть грузов уходит на Восток, Ближний Восток, в Юго-Восточную Азию, Африку. Соответственно, уже возникли новые логистические пути и маршруты», — говорит Артём Калошин, генеральный директор АНО «Санкт-Петербургский центр поддержки экспорта».
И прежде всего развиваются железнодорожные перевозки. По словам Максима Лосева, директора филиала по развитию АО «РЖД Логистика», железнодорожная ветка сегодня наиболее приоритетна по тем возможностям, которые она предоставляет для перевозки грузов.
«Железнодорожный транспорт сегодня — ключевое направление для экспортных перевозок, и главным коридором является «Север-Юг», включающий Восточную и Западную ветки. Перевозка по этому коридору увеличились к 2021 году в 7,5раз, и в целом доставку груза можно осуществлять до любой точки: до Индии, Китая, ОАЭ и далее», — рассказал Максим Лосев.
Он подчеркнул, что железнодорожный транспорт всегда остается надежным гарантированным решением по поставкам, независимо от погоды и иных условий, и обеспечивает возможность распределить грузопотоки, развернуть маршруты, увеличить пропускные способности и в целом решить проблемы, которые могут возникнуть на пути.
«В страны БРИКС входит сегодня 11государств, а это значит, что дружественных России стран становится больше. И если мы посчитаем еще и тех, кто подал заявку на вступление, то их будет 23. А если и тех, кто хочет присоединиться, но пока не подал заявку, то уже 46», — отметил Артур Гершберг, управляющий партнер ООО «Р-Лайн Транспортные Системы».
Он добавил, что эти страны уже стали новым каналом коммуникации, и если выстраивать с ними транспортные цепочки, то России гарантирована безопасность в 2024 году. «Сегодня Россия работает прежде всего с Китаем и Турцией, но у нас должны быть транзитные хабы и в других странах. Такими странами мы считаем Бразилию, Индию, Саудовскую Аравию», — сказал эксперт.
Кроме того, он рассказал, что в недружественных странах тоже есть «дружественные островки». «В частности, когда все логистические цепочки разорвались, фрукты и овощи из Латинской Америки в Россию было поставить невозможно. Но мы открыли склад в одной из европейских стран, растаможиваем там продукцию и автотранспортом везем в Россию — всё абсолютно законно», — улыбается он, объясняя, что этот путь можно проделать и обратно, отправляя свой товар на экспорт (если груз в несанкционном списке, подчеркивает он).
«Китай будет нашим стратегическим партнером на многие годы, а железная дорога — основным способом доставки. Но обратите внимание: из 160тыс.км железнодорожных путей, которыми располагает Китай, 85тыс.км эта страна построила за последние 7,5 лет. И за ближайшие 5–6 лет эта цифра удвоится или утроится, а, следовательно, Китай сможет транспортировать огромное количество грузов из РФ», — говорит Артур Гершберг.
С другой стороны, если крупный бизнес, как он считает, более-менее справился с вопросами отправления контейнеров и больших грузов, то мелкому и среднему бизнесу сложнее организовать процесс перевозки: их грузы часто гораздо меньше. «Для перевозки маленьких грузов никто не отменял самолеты, и большое количество фреша мы принимаем в Москве, Санкт-Петербурге и Владивостоке, а значит точно так же их можно отправлять и на экспорт: на самом деле это стоит не так дорого, как кажется», — привлекает внимание эксперт.
Именно с отправлением небольших грузов — мелким экспортом — работает «Почта России». «Обмен товарами у нас доступен со 130странами мира», — рассказывает Дмитрий Михеев, Руководитель направления экспорт по Северо-Западному федеральном округу АО «Почта России».
Главным направлением почтовых перевозок для юридических лиц, по его словам, сейчас являются США и Китай, а главными странами экспорта в ЕС — Германия, Белоруссия и Израиль. «Но через почтовый экспорт наши петербургские предприятия отправляют свою продукцию и в такие страны, как, например, Мозамбик, Уганда, то есть российские товары и там находят своих покупателей», — говорит Дмитрий Михеев.
Для еще большей конкурентоспособности «Почта России», как рассказывает он, организовала программу субсидирования для экспортеров, реализуемую совместно с Минпромторгом и предусматривающую скидку на отправку товаров до 80%.
Самолеты, железная дорога и, наконец, морские перевозки: изначально для закрытия собственных потребностей, а потом и для партнеров в Петербурге за два последних года был создан флот «Газпромнефть-Снабжение».
«В нашем распоряжении четыре судна, работающие по акватории Средиземного и Черного морей (с портами Турции, Египта и прочих стран акватории), а также со всеми портами Индии, Бангладеш и Вьетнама», — рассказывает Елена Родионова, Руководитель проекта блок морской логистики ООО «Газпромнефть-Снабжение».
Сейчас компания рассматривает на перспективу работу со всеми портами дружественных государств.
«Последние 2года перевернули наши представления о логистике, заставив нас посмотреть на те страны, на которые мы либо не смотрели, либо не рассматривали их как интересные. Сегодня мы с ними работаем, наши проблемы трансформируются в задачи, которые успешно решаются. Перед Россией открываются новые транспортные коридоры, мы наблюдаем как появление новых логистических маршрутов, так и удешевление транспортных перевозок. Да, стоимость транспортировки контейнера сейчас находится на более высоком уровне, чем до объявления санкций, но на гораздо менее высоком, чем еще год назад», — заключает Андрей Миронов, Руководитель представительства АО «Российский экспортный центр» в Санкт-Петербурге.