О мероприятиях

02.11.2023 в 14:59

Проекты по выработке и применению низкоуглеродного (или зеленого) водорода интересны и в России, и в мире. Но для того, чтобы они стали рентабельными, продукции нужны покупатели. С ними, констатируют эксперты, есть проблемы.

Топливо будущего обсудили на панельной дискуссии «Низкоуглеродный водород как вторичный энергоноситель. Перспективы применения в реальном секторе экономики». Обсуждение прошло на полях Петербургского международного газового форума. Организовали научно-прикладное обсуждение АО «Русатом Оверсиз», ООО «Газпром водород» и компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл».

Перспективы зеленого водорода для энергообеспечения труднодоступных регионов и с точки зрения экспортного потенциала хорошо понимают на Сахалине и в Якутии. Заместитель Председателя Правительства Сахалинской области Вячеслав Аленьков сообщил, что использование низкоуглеродного водорода — это одно из важных энергетических направлений региона. «Тем более что мы реализуем Сахалинский климатический эксперимент. Мы единственный регион в стране, который тестирует подходы климатического регулирования, в том числе низкоуглеродные технологии», — комментирует он. По словам Вячеслава Аленькова, в регионе уже готовится к запуску ряд проектов водородной энергетики: водородный завод на 30тыс.тонн в год, водородный поезд и полигон для научных разработок. Проекты регион реализует вместе с ОАО «РЖД», госкорпорацией «Росатом» и АО «Трансмашхолдинг».

«Сахалин — центр притяжения для тех, кто заинтересован в водородных проектах. Но без экспорта водорода этот кластер развиваться не будет, — констатирует Вячеслав Аленьков. — Производство низкоуглеродного водорода в основном должно ориентироваться на экспорт».

Надежное энергообеспечение без ущерба для экологии — такую цель видят в водородных проектах в арктических регионах. Об этом сообщил Первый вице-президент научно-экспертного совета Ассоциации «Национальная ассоциация СПГ», советник постоянного представительства Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации Александр Климентьев. «Половина нашей территории — арктическая зона, поэтому мы заинтересованы в водородной промышленности в рамках национальной безопасности. Мы рассматриваем ту доступность ресурсов, которая есть в регионе. Здесь большие добычные возможности. Потенциал — 20млрдм3газа», — сказал он. Эксперт рассказал о проекте безуглеродной горной добычи «Кючусский кластер месторождений ТПИ» со строительством атомной станции малой мощности на месторождении Кючусс, который поспособствует сохранению климата в регионе.

О реальных перспективах зеленого энергоносителя говорил вице-президент АО «РАОС» Антон Москвин. Он рассказал о водородной программе «Росатома», которая представляет собой научно-техническую и инвестиционную составляющую в области производства водорода. «Наш основной акцент сделан на производство низкоуглеродного водорода. На российской компонентной базе мы намерены обеспечить конкурентоспособность продукта. По характеристикам инфраструктура соответствует мировым решениям. На выходе получится коммерческий продукт, которому мы планируем найти применение», – сообщил Антон Москвин. По его оценкам, конкурентоспособность водорода в дальневосточном регионе России приближается к 100%.

Долю «водородного» скепсиса добавил заместитель начальника Департамента — начальник Управления ПАО «Газпром» Александр Ишков, который оценил существующие технологии производства водорода и резюмировал, что для получения энергии из водорода нужно потратить еще больше энергии. Это может сделать его дорогим, между тем потенциальных покупателей у зеленого энергоносителя пока немного. «Для нас главный критерий таков: проекты должны быть эффективны и не требовать государственных денег. Поэтому сначала нужно заключить контракт, потом получать инвестиции. Пока мы не видим долгосрочных экспортных потребителей водорода, но они могут появиться», — комментирует Александр Ишков.

Подтвердил проблемы со спросом на зеленый газ генеральный директор компании ООО «Газпром водород» Константин Романов. Его компания как раз специализируется на пилотных научных проектах в сфере водородной энергетики, однако, по его словам, рыночный запрос на энергоноситель оставляет желать лучшего. «Мы провели исследование, и потребителей действительно пока нет. Но их нужно найти, и мы открыты для сотрудничества», — подытожил спикер.

Подробнее
02.11.2023 в 14:55

Установка предназначена для применения на промышленных объектах, а также в проектах, связанных с реконструкцией и созданием новых многоагрегатных электростанций. Электростанция представлена 2 ноября в рамках Петербургского международного газового форума.

«Газопоршневая электростанция импортозамещает иностранные аналоги и работает как на природном газе, там и на попутном газе, что для нашей страны – лидера по добыче газа и нефти, очень актуально», — отметил на презентации генеральный директор АО «РУМО ГРУПП» Олег Бессонов.

Основой электростанции является газопоршневой двигатель внутреннего сгорания мощностью 1000 кВт собственной запатентованной разработки.

Кроме того, на выставочном стенде АО «РУМО» представлена изготовленная на заводе силовая часть поршневого компрессора 6ПК32 мощностью 4 МВт, который производится по заказу для ПАО «Газпром». АО «РУМО» является единственным предприятием в России, имеющим технологические возможности выпускать поршневые компрессоры мощностью свыше 1 МВт.

Созданное АО «РУМО» оборудование позволит диверсифицировать потребление газа на внутреннем рынке с применением российского оборудования, в том числе для генерации электроэнергии и когенерации для предприятий агропромышленного комплекса, перевода подвижного железнодорожного состава и гражданского речного и морского флота на газомоторное топливо, в том числе СПГ. Все оборудование изготавливается исключительно из отечественных материалов и комплектующих, включая литье, поковки, электрокомпоненты.

Подробнее
02.11.2023 в 09:11

На круглом столе «Российско-латиноамериканский газовый диалог: точки взаимного интереса в углублении и расширении сотрудничества было подписано соглашение о сотрудничестве между Центром поддержки экспорта и Деловым центром «Россия — Латинская Америка».

«Мы помогаем компаниям малого и среднего бизнеса выходить на экспортные рынки, давая им основы экспортной деятельности, рассказывая нюансы, связанные с логистикой, налогами, финансами, правовым обеспечением», — сказал Артём Калошин, Генеральный директор Центра поддержки экспорта.

«Латиноамериканский регион, несмотря на отдаленное от нас расположение, имеет значительные перспективы для расширения сотрудничества, и сегодня вполне возможно активизировать работу с бизнесом», — отметил Виталий Степанищев, Генеральный директор Делового центра «Россия — Латинская Америка».

Подробнее
01.11.2023 в 16:58

Целью соглашения стала совместная деятельность по развитию и внедрению в промышленность наукоемких технологий, результатов научно-исследовательской деятельности, повышения эффективности технологического оборудования и совершенствование производственной инфраструктуры благодаря общим проектам.

«У наших коллег большой опыт в области заканчивания скважин и крепкие научные традиции. В планах — совершенствовать имеющиеся технологии заканчивания и разрабатывать новые, проводить опытно-промышленные работы и лабораторные испытания, чтобы в конечном счете повышать качество сервисов. Я уверен, что наше сотрудничество станет отличной базой для реализации новых проектов по заканчиванию скважин»,— прокомментировал генеральный директор «ФракДжет-Волга» Дмитрий Колосов.

«Наша главная цель — оказывать технологичные квалифицированные услуги заказчикам. «ФракДжет-Волга» разделяет наши принципы в работе— внедрение в промышленность наукоемких технологий, высокие стандарты качества и постоянное развитие. Вместе мы сможем реализовать уникальные проекты и сделать отечественный нефтесервис лучше»,— отметил генеральный директор «НТЦ «ЗЭРС» Константин Чернышев.

Подробнее
01.11.2023 в 14:58

Представители компании продемонстрировали ключевые возможности цифровой экосистемы и результаты ее внедрения в пилотных дочерних обществах.

Генеральный директор «Оператор Газпром ИД» Андрей Ветошкин подчеркнул, что ГИД уже является зрелым и мощным инструментом управления и продолжает активно развиваться. «Мы стремимся к тому, чтобы решения под брендом ГИД были по-настоящему восстребованы, — отметил он. — Большую роль в этом играет работа с партнерами. Разработанные в прямом диалоге сервисы эффективно решают реальные бизнес-задачи и популярны у сотрудников. В пилотных проектах сервисы ГИД, например, блоги, «Адаптация», «Цифровой банк достижений», показали впечатляющие результаты».

О своем опыте эксплуатации ГИД рассказали руководители «Газпром трансгаз Томск» Владислав Бородин и «Газпром трансгаз Волгоград» Юрий Марамыгин.

Среди положительных эффектов они отметили укрепление командного духа, рост вовлеченности сотрудников в жизнь компании, а также возможность использовать современные цифровые инструменты для обучения и развития сотрудников.

Экосистема ГИД включает несколько цифровых платформ и более 30 сервисов для адаптации, обучения, организации мероприятий, эффективных коммуникаций, управления лояльностью и других задач.

На сегодняшний день более 300 дочерних обществ ПАО «Газпром» успешно присоединились к цифровой экосистеме ГИД. Свыше 260 тысяч сотрудников Группы используют ее возможности в профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Подробнее
01.11.2023 в 14:44

Российские компании резко нарастили производство горелок для котлов в котельных.
До 2022 года лишь около 10% горелок для котлов в котельных производилось в России, остальные приобретались за рубежом. Но в 2022 году из-за санкций многие иностранные компании прекратили поставки. Это привело к росту производства внутри страны, и теперь отечественное оборудование занимает около 25% российского рынка. Об этом в ходе презентационного дня «Импортоопережение в нефтегазовой отрасли: IT, оборудование и новые технологии» рассказал технический директор ООО «Аламак» Виктор Завацкий.

Спикер отметил, что часть поставок перешла на схему параллельного импорта, а освободившуюся нишу, кроме отечественных компаний, закрывают Турция, Китай и Иран. По его словам, уже через несколько лет всё оборудование в котельных может стать полностью отечественным.

Подробнее
01.11.2023 в 14:08

От умных трубопроводов до цифровых двойников: новации для газовой отрасли.

На полях ПМГФ-2023 стартовала Международная выставка «InGAS Stream 2023 — Инновации в газовой отрасли»

От умных трубопроводов до цифровых двойников: новации для газовой отрасли.

Экспоненты — лидеры отрасли, производители оборудования, компании-разработчики, научные организации — представили инновационные решения для нужд газовой отрасли. Благодаря кооперации и внедрению высоких технологий в каждый производственный этап компании развивают глобальные энергетические проекты.

На едином стенде технического заказчика инвестиционных проектов ПАО «Газпром» — «Газпром инвестиции» — современные решения для газодобычи представила компания «Газпром бурение».

«Мы крупнейший подрядчик по бурению скважин, выполняем полный цикл бурения, которое происходит на шельфе и на суше. На наш взгляд, будущее за цифровизацией процессов бурения», — сообщил представитель «Газпром бурения».

В компании реализуют проект высокотехнологичных буровых установок для автоматического бурения и поддержания параметров бурового раствора (совместно с ООО «Уралмаш НГО Холдинг»), а на каждом месторождении внедрили проект цифрового документооборота скважин «Электронное дело скважины».

Энергетические новации представили на стенде Госкорпорации «Росатом».

«Концепция нашего выставочного стенда — земля и вода. Речь о компетенциях Госкорпорации на земле (перспективных материалах и цифровых продуктах для исследований) и на воде (плавучих энергоблоках и атомных ледоколах, которые создает «Росатом»)», — сообщили в компании.

В цифровом виде были показаны основные продуктовые направления: энергетические решения, проекты водородной энергетики, системы накопления, оборудование для СПГ, разработка месторождений и развитие Северного морского пути (куда входит строительство атомного ледокольного флота).

Цифровые решения для газотурбинных двигателей представила интегрированная структура компании «Ростех» — АО «Объединенная двигателестроительная корпорация» (ОДК). На стенде предприятия показали «цифровые двойники» двигателей. Это такие обучаемые системы, основанные на математических моделях, которые позволяют разрабатывать газотурбинные двигатели и оптимальным образом соединять все компоненты газовой турбины.

«Газотурбинный двигатель — одно из сложнейших механических устройств. Здесь необходимо учитывать сотни параметров, и понять полную картину работы устройства невозможно без расчетов», — комментирует представитель компании. Сейчас в ОДК уже действуют проекты по созданию «цифрового двойника» авиадвигателей ТВ7-117СТ и АИ-222-25.

На стенде ОДК также показали модель автоматизированного газоперекачивающего агрегата для компрессорных станций, произведенного на базе газотурбинных приводов производства «ОДК-Климов» (на примере компрессорной станции «Новоприводнинская» ПАО «Газпром»).

Целую линейку интеллектуальных решений для нефтегазовой отрасли представили на стенде ГК «Комита», которая много лет снабжает российскую промышленность цифровыми технологиями.

«Мы презентовали российскую распределенную систему управления и систему противоаварийной защиты с развитыми интеллектуальными функциями для объектов переработки и сжижения углеводородного сырья, цифровую экосистему централизованного управления, компьютерный тренажерный комплекс с применением технологии виртуальной и дополненной реальности, цифровые сервисы и «цифровые двойники», систему усовершенствованного управления технологическими процессами и процедурной автоматизацией», — рассказали в компании.

Сложные ноу-хау нашлись на стенде АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». Для нужд энергетического комплекса компания разрабатывает высокотехнологичное оборудование и сложные автоматизированные системы управления (АСУ), высокотехнологичные изделия из керамики и ферритов и др. Гости и участники выставки смогли оценить проект роботизированного комплекса обслуживания газодобывающей инфраструктуры с применением группы автономных телеуправляемых необитаемых подводных аппаратов.

«Роботы, управляемые удаленно, призваны автоматизировать обслуживание и контроль подводных комплексов газодобычи», — пояснили представители компании. Кроме роботизированного комплекса, «Алмаз-Антей» представил поршневые компрессорные двигатели для сжатия природного газа, а также образец клапанного блока задвижек (составная часть подводной арматуры, нужен для подвески насосно-компрессорных труб, запорной арматуры подачи химреагентов и ингибитора коррозии). В этом блоке применены авторские технологии, которые позволяют подготовить и проконтролировать нанесение антикоррозийных материалов на труднодоступные пересекаемые поверхности газодобывающей арматуры.

«Сосуды» газовой отрасли — простые и сложные трубопроводы, и здесь не обходится без новаций. Так, АО «Объединенная металлургическая компания» продемонстрировала конструкцию тройного соединительного узла для нефтегазовых трубопроводов.

«Это биметаллический узел, который состоит из черного металла и нержавейки, спаянных друг с другом. Такая труба сравнительно недорогая и легкая, конструкция химически устойчива. Мы производим и узлы, и сами трубы», — пояснил представитель ОМК.

Почувствовать себя внутри большой черно-оранжевой трубы имели возможность посетители стенда АО «Загорский трубный завод», производителя электросварных труб большого диаметра.

«Мы привезли сюда несколько образцов: биметаллическую трубу для сложных условий (она устойчива к коррозии и подходит для проектов, реализуемых в условиях Крайнего Севера); трубу класса прочности К-70, пригодную для транспортировки водорода», — сообщил представитель компании. Кстати, в этом году компания поставляет трубы для проекта ПАО «Газпром» «Южный поток».

На этом же стенде представили образцы листового проката от комбината АО «Уральская сталь» (входит в структуру АО «Загорский трубный завод» с 2022 года) — одного из ведущих российских производителей штрипса для труб большого диаметра, трубной заготовки, толстого листа и мостовой стали (более 100 марок углеродистых и легированных сталей).

Технологии очистки и подготовки газа презентовали на стенде Объединения катализаторных заводов (ОКЗ), куда входит Салаватский катализаторный завод (лидер производства катализаторов и адсорбентов для нефтегазовой отрасли).

«Мы привезли новое технологическое решение — адсорбционную систему для производства водородсодержащего газа, азота, гелия методом короткоцикловой адсорбции. Она позволяет получить водород высокой степени очистки и хорошего качества», — рассказал представитель компании.

В свою очередь, инвестиционные решения для российских предприятий газовой отрасли представило АО «АБ «Россия», который финансирует крупнейшие нефтегазовые, космические, судостроительные и оборонные проекты России. На стенде АБ «Россия» гостям предлагали оформить виртуальную кредитную карту «Мир возможностей», которая позволяет пользоваться денежными средствами без процентов в течение 180 дней.

Подробнее
01.11.2023 в 09:24

Экономично, экологично, надежно: газомоторные технологии развиваются в России комплексно.

Компания «Газпром газомоторное топливо» показала на своем стенде опытные образцы автомобилей Geely, работающих на газу. Эти автомобили оснащены подкапотным оборудованием компании «Газпром газомоторные системы». Оно используется для переоборудования машин на битопливную систему.

«Газпром газомоторное топливо» активно развивает рынок газозаправочных систем. Сегодня сеть насчитывает около 900станций и распространяется на 68регионов. Примерно 55% из них принадлежит группе «Газпром». В компании рассказали, что в этом году стартовала программа «Народное топливо», которая призвана сделать переход на газовые двигатели более привлекательным. Она позволяет получить оборудование для перевода автомобиля на газовое топливо бесплатно либо переоборудовать автомобиль за свой счет, но получить существенную скидку на газ — до 30%.

Еще один экспонат компании — колесная база Uniway, на которую можно установить любой подходящий кузов. Эта база работает на газу и электричестве, что обеспечивает ей предельную экологичность.

На стенде также был представлен тягач от компании «Газпром — СПГ технологии», который работает на сжиженном природном газе.

Предприятие «РариТЭК» из Татарстана представило на выставке трактора на газу разных тяговых классов — «Белорус» и «Ростсельмаш». Последний прошел полевые испытания в компании «Агросила» в Татарстане. Согласно полученным результатам, на гектар обрабатываемой земли по сравнению с дизельным двигателем газовый трактор оказался экономнее в 2,5 раза. «По словам машинистов, тяга не уступает дизелю. Это позволяет не только существенно экономить на топливе, но и радикально снижает вред экологии. Ресурс работы наших газовых двигателей не меньше, чем у дизеля», — рассказал заместитель директора по развитию и перспективам компании Роман Миннибаев.

«РариТЭК» также производит криогенные баллоны для транспортировки и хранения СПГ, а недавно совместно с Минским тракторным заводом разработали и сертифицировали новый двигатель для сельскохозяйственной техники мощностью от 110 до 260 л.с.

«Проблема в расширении потребления газомоторного топлива — палка о двух концах: хозяева техники жалуются на недостаток заправок, а те, кто потенциально готов строить заправки, — на недостаточность такой техники, чтобы загрузить заправки. Мы предлагаем рынку комплексный подход: поставляем технику и сами строим заправки. Мы уже построили несколько объектов в Менделеевске и готовимся открыть еще несколько в Татарстане. Кроме того, производим передвижные автозаправщики для удаленных районов», — отметил Роман Миннибаев.

ПАО «КАМАЗ» на своем стенде представило три новинки газомоторной техники собственного производства. Публика впервые увидела передвижную мастерскую КИПиА 62501, изготовленную на базе вахтового газомоторного автобуса KAMAZ-6250. Машина разрабатывалась для нефтегазовой отрасли — для проведения ремонта и обслуживания контрольно-измерительных приборов и аппаратуры на объектах, отдаленных от стационарных ремонтных баз.

Еще одна новинка — пригородный газомоторный автобус НЕФАЗ-5222. Он имеет оригинальный индивидуальный дизайн экстерьера. Автобус специально разработан для нужд «Газпрома», объяснил директор департамента пассажирского транспорта «КАМАЗ» Данил Гиниятуллин. «Автобус работает на компримированном природном газе (КПГ). У него 41 посадочное место, автоматическая коробка передач. Запас хода составляет 400км. Одно из условий требования «Газпрома» — это комфортное перемещение персонала. Когда мы работали над этой моделью, то думали прежде всего о комфорте и безопасности, современном дизайне»,— сказал Данил Гиниятуллин. По его словам, более половины компонентов автобуса произведено в России. Ориентировочная стоимость составит более 15млн рублей.

Помимо этого, «КАМАЗ» представил новый рядный шестицилиндровый двигатель с принудительным зажиганием, работающий на природном газе, мощностью 460 л.с. Он прошел сертификацию на экологический класс «Евро-5».

Автомобильный завод «Урал» продемонстрировал всесезонную комбинированную дорожную машину ВМКД Урал С34 520. Этот автомобиль, работающий на КПГ, в зимний период может использоваться для очистки дороги от снега и посыпки ее песком или реагентами, а летом — для сметания мелкого мусора, пыли и гравия. На эту модель может быть установлено самое разнообразное дорожное оборудование.

Подробнее
01.11.2023 в 08:53

Стандартизация в области сжиженного природного газа (СПГ) позволит России выполнить стратегическую задачу по увеличению производства СПГ в 3 раза. Не менее важным становится и вопрос импортозамещения в сфере производства оборудования для выпуска СПГ.

Как рассказал заместитель генерального директора по развитию АНО «Институт нефтегазовых технологических инициатив» (ИНТИ) Рустам Гилемханов, ИНТИ совместно с Росстандартом и Минпромторгом занимаются созданием нормативно-технической базы в области переработки и сжижения природного газа. Соглашение о совместной работе было подписано в рамках ПМЭФ-2023. Основная задача — создание нормативной базы, которая позволит обеспечить технологический суверенитет при реализации СПГ-проектов и при этом снизит административные барьеры для обеспечения этих проектов.

Как отметил генеральный директор Российского института стандартизации Денис Миронов, в рамках программы стандартизации в сфере СПГ предусмотрена разработка более 200документов по различным направлениям, в том числе по проектированию и строительству хранилищ, в сфере средств отгрузки, перегрузки и транспортировки СПГ, в области охраны окружающей среды, охраны труда, пожарной безопасности и так далее. Также важно гармонизировать российские стандарты с международными нормами, добавил он.

Всего, по словам Дениса Миронова, над стандартами для сферы СПГ работает 25профильных технических профильных комитетов.

Разработка стандартов поможет увеличить объемы производства СПГ в России, отметил директор по работе с ключевыми партнерами АНО «Институт нефтегазовых технологических инициатив» Алексей Фадеев. По словам спикера, сейчас в России насчитывается более 70проектов по сжижению газа в разной степени реализации. Производство СПГ в РФ составляет 33млнтонн в год, в среднесрочной перспективе перед отраслью поставлена задача выйти на 66млн тонн в год, а главной целью назван выход на 100млнтонн продукции в год. Эта цифра сопоставима с объемом производства СПГ в Катаре, сравнил Алексей Фадеев.

По его словам, потенциал рынка оценивается в 200–250млнтонн СПГ, если будут запущены «все заявленные проекты, которые есть на карте».

Одной из основных проблем отрасли по производству СПГ остается сильная зависимость от импортного оборудования, отметил заместитель директора АНО «Агентство исследований промышленных рисков» Глеб Чуркин. «Нам достаются в наследство иностранные проекты по сжижению природного газа, из которых далеко не все доведены до ума. Приходится разбираться с этим наследством, что не всегда просто», — прокомментировал он.

«Сейчас мы заменяем оборудование для СПГ из Европы на оборудование из Китая, что не снижает нашу независимость. Ведь теоретически Китай может заявить, что Россия занимает всего 2% в общем экспорте оборудования для сжижения газа, и отказаться от сотрудничества», — добавил Глеб Чуркин.

По словам Глеба Чуркина, проблема с импортозамещением оборудования для СПГ заключается в том, что в некоторых случаях требуются большие объемы выпуска этого оборудования. «Заводов СПГ в России немного, и производитель оборудования в ряде случаев сможет выйти на окупаемость, захватывая рынок не только России, но и, например, рынки Азии», — отметил он.

Подробнее