Надежность электроснабжения, особенно в крупных городах, сегодня является естественной потребительской ценностью: постоянное наличие в офисе или в квартире света воспринимается горожанами, как нечто само собой разумеющееся.
Этот факт в ходе своего выступления на круглом столе «Обеспечение качества и надежности на розничных рынках электроэнергии (мощности). Что потребитель ждет от рынка электроэнергии (мощности), кроме привлекательных цен?» отметил директор Центра исследований в электроэнергетике Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ Сергей Сасим.
«Надежность электроснабжения — одна из базовых характеристик розничного рынка электроэнергии, однако дальнейшее ее усовершенствование тормозится устаревшей системой тарифообразования», — добавил эксперт. Отношение потребителя к этому критерию изменилось, а тарифная система осталась прежней, еще с советских времен. И она не дает энергокомпаниям инвестиционных возможностей для улучшения качества электроэнергии и повышения надежности энергоснабжения, уверен Сергей Сасим.
Одним из актуальных вопросов современного розничного рынка электроэнергии остается разграничение ответственности за поставки электроэнергии ненадлежащего качества, отметили участники круглого стола. Эту проблему предполагается решать в несколько этапов, рассказал руководитель Департамента развития электро- и теплоэнергетики ФГБУ «Российское энергетическое агентство» Александр Коротенко. По его словам, уже в мае-июне текущего года будет подписан приказ Минэнерго, который узаконит требования к качеству электроэнергии. «Сейчас такие требования есть, но они носят рекомендательный характер. После издания нормативно-правового акта эти рекомендации превратятся в норму», — пояснил Александр Коротенко. Еще одной мерой регулировки правил игры на розничном рынке электроэнергии станет разделение ответственности за несоблюдение требуемых параметров качества и надежности между поставщиком продукта и его потребителем. По мнению Александра Коротенко, необходимо законодательно зафиксировать сложившееся положение, при котором сетевые компании не могут влиять и, следовательно, отвечать ни за какие параметры электроэнергии, кроме как за подающееся напряжение. «Это особенно ярко видно на примере промышленных потребителей, которым важно, помимо всего остального, качество тока. Но все отклонения — асимметричность, несинусоидальность — это вина самого потребителя, это у него в сетях что-то не так», — пояснил Александр Коротенко.
По мнению председателя правления Ассоциации гарантирующих поставщиков и электросбытовых компаний Натальи Невмержицкой, неправильно перекладывать расходы за улучшение качества электроэнергии на потребителей. «Физлица, например, и так ничего не знают, даже когда проводить поверку индивидуального прибора учета, и очень удивляются, когда их за это штрафуют. Что же будет, когда на них ляжет вся ответственность по учету параметров электроэнергии?» — задается вопросом Наталья Невмержицкая.
Ответственность за отклонение поставляемой электроэнергии от нормативов должна быть сквозной и ложиться, в зависимости от ситуации, на того субъекта отношений, по вине которого действительно были нарушены нормативные или договорные параметры, уверен заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. Между тем сегодня в наибольшей степени страдают потребители, а энергетические компании по большей части избегают ответственности, подчеркнул он. В качестве примера он привел случай на руднике «Александровский», когда из-за перебоев питания полинии 6кВт была повреждена шаровая мельница. «После 5лет судебных тяжб предприятию удалось взыскать лишь 50% суммы ущерба», — напомнил Валерий Дзюбенко. Подобные случаи, согласились участники круглого стола, косвенно влияют на заинтересованность компаний в инвестициях в технологическое перевооружение предприятий: современное оборудование крайне чувствительно к качеству электроэнергии.