Увидеть работу доменной печи, побывать на производстве хризотила. попробовать рабочую профессию на вкус и цвет – реально, если на время стать «промышленным туристом». 30 ноября в «Экспофоруме» состоялись презентации ярких практик по продвижению кадрового и технологического потенциала российских производителей, созданных в рамках акселератора Агентства стратегических инициатив по промышленному туризму.
В сессии «Все на завод!» приняли участие эксперты из Москвы, Петербурга, Норильска, Орла и других городов. Организаторы и идеологи промышленных туров показали, что производство может быть открытым, безопасным и привлекательным. Модератором встречи выступила директор проектов Центра развития региональной экономики и городской среды Агентства стратегических инициатив Ольга Шандуренко.
Оксана Притыко, руководитель направления спецпроектов и мероприятий АНО «Моспром», подведомственного Департаменту инвестиционной и промышленной политики Москвы, представила опыт столицы и проект «Открой#Моспром». В Москве более 3000 предприятий, 100 из них открывают двери промышленным туристам, отметила О. Притыко.
Проект стартовал в 2019 году, и за несколько лет с промышленностью Москвы познакомились 11 млн человек. По словам спикера, туристов интересуют пищевые производства, но интерес к инновационным предприятиям также растет. Проект сотрудничает с АСИ, в планах кураторов – проведение форума промтуризма и создание специального приложения ВКонтакте.
Директор МКУ «Столица Урала», общественный представитель АСИ по направлению «Туризм» Ольга Юракова отметила, что промтуризм – уральская скрепа.
«Надо показывать туристам индустриальное наследие. Через современные производства, например, металлургию, раскрывается региональная идентичность», – сказала она.
Сегодня на Урале туристов охотно принимают ПАО «Уралхиммаш», Свердловская железная дорога, производство хризотила в Асбесте, ПАО «ТМК» (музейный комплекс «Северская домна»), «Евраз НПМК Нижний Тагил» и другие предприятия.
Ольга Юракова пригласила коллег по цеху посетить 300-летие Екатеринбурга и специальное индустриальное шоу. Празднование пройдет в столице Урала в августе 2023 года.
Руководитель центра компетенций по развитию промышленного туризма ПАО «Магнитогорский металлургический комбинат» (Челябинская область) Мария Пушкарская представила концепцию «туризм в касках». Комбинат принимает туристов с 2018 года – это дети, взрослые, ветераны. Здесь есть такие маршруты, как «Укрощение огня», «Открытая металлургия» и др.
«Мы открыли центр компетенций по промышленному туризму: обучаем экскурсоводов, проводим нетворкинг, ведем проект для студентов Больше, чем работа», – сказала она.
Юлия Сахарова и Анна Келлер из СПб БУ «Городское Туристско-Информационное Бюро» рассказали, что за 11 месяцев 2022 года Петербург посетили около 7 млн туристов. Здесь планируется создать промышленный турпродукт, и бюро уже вступило в акселератор промтуризма АСИ.
Туристы могут посетить в Петербурге ювелирный дом «Русские самоцветы», часовой завод «Ракета», завод «Силовые машины», порт Бронка и другие объекты.
Представители российских регионов презентовали предприятия и проекты, готовые принимать промышленных туристов. Участники отметили, что обмен опытом помогает им найти лучшие решения для привлечения людей на предприятия. В арсенале организаторов – профориентационные мероприятия, сторителлинг, экскурсии, иммерсивные программы.