Как готовить инженеров нового века? Какие практики способны изменить традиционное техническое образование? Эти и другие вопросы обсудили участники панельной дискуссии «Передовые инженерные школы», прошедшей в Петербурге 29 ноября. Сессия состоялась в рамках Инженерного форума и XXVI Международного форума «Российский промышленник».
Модератор, директор департамента по науке и образованию Фонда «Сколково» Александр Фертман назвал выпускников одним из важнейших «продуктов» университетов. Он подчеркнул, что участникам сессии предстоит обсудить роль вузов в подготовке современных инженерных кадров, в реализации федерального проекта Минобранауки России «Передовые инженерные школы».
Директор Центра Предпринимательства и инноваций Сколтеха Илья Дубинский обобщил опыт американских, европейских и азиатских программ для инженеров, а также проектов российского Сколтеха. По его мнению, инженерное образование нужно менять во всем мире, и оно меняется. Так, например, знаменитый Массачусетский технологический институт (MIT) видит своей миссией «сделать университет максимально экономически влиятельным в стране (и мире)». Как отметил И. Дубинский, изменения должны касаться образования, исследований и инноваций – необходимо создавать кадры, способные результативно решать задачи и благодаря инновациям превращать знания в пользу.
«В образовании ударение переносится на воспитание выпускника, который сознательно включается в исследовательскую инновационную деятельность», – сказал И. Дубинский. По его словам, выпускники-инженеры должны научиться ставить себе задачи и работать в кросс-функциональных командах, а каждая школа должна понимать, кого, зачем и как она учит. В качестве инструментов образовательные структуры могут использовать массовое проектное образование, полноценное гибридное сетевое образование и ИТ-инструментарий, а в части НИОКР – проектный подход, подчеркнул спикер.
По его мнению, препятствовать изменениям могут администраторы и преподаватели вузов, а также сами индустриальные партнеры, которые не понимают смысла участия в образовательной работе.
Владимир Шевченко, ректор Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» – методологического центра передовых инженерных школ, рассказал о взаимодействии образовательных учреждений и индустриальных партнеров. По его мнению, образца совместной работы нет и сегодня нужно его формировать. Однако, считает он, нужно обращать внимание на традиции и историю, на те практики, которые уже успешно сложились в России – от первых математических школ до плана ГОЭЛРО.
«Мы не думаем, что техносфера у нас возьмется откуда-то. Однако у нас есть заинтересованное сообщество, есть дети, которые приходят к нам в передовые инженерные школы и не уступают тем, кто за рубежом. У нас есть исходный человеческий материал – молодые люди с амбициями, руками, которым интересно создавать новые технологические устройства. Кроме того, у ряда индустриальных партнеров есть фронтирные инженерные задачи», – отметил В. Шевченко.
Эксперты обсудили разницу между традиционным и новым инженерным образованием. Ректор МИФИ добавил, что современные молодые люди, обладая многими достоинствами и навыками, зачастую не имеют представления о системных и цифровых объектах, об экономических аспектах изобретательской деятельности, о гуманитарных технологиях, включая эстетику и дизайн.
Директор по науке ООО «Газпромнефть» Марс Хасанов заявил, что современным компаниям нужен прежде всего научный и цифровой инжиниринг. Специалисты должны знать прикладную математику, владеть системным мышлением, понимать историю науки.
«Нам нужны люди пассионарные, способные довести дело до конца. Эстетика тоже очень важна, а еще – патриотизм. Как мы можем помочь? У нас образование не связано с конкретикой, эту связь можно организовать только через НИОКР. В компаниях должны появиться люди, которые могут поставить правильные задачи», – сказал М. Хасанов.
Проректор по цифровой трансформации Санкт-Петербургского политехнического университета Алексей Боровков обозначил проблемы современного инженерного образования. По его мнению, сегодня нужны такие инженеры, которые смогут создавать технологические прорывы, «пробивать стены».
«Не мы в вузе должны придумывать, чем нам заниматься – это должны делать мощные индустриальные партнеры. Нас поддержали именно такие компании, включая “Ростех” и “Газпромнефть”», – подчеркнул он.
Он добавил, что в вузе работает высокотехнологический, наукоемкий бизнес, а образование должно постоянно актуализироваться.
«ПИШ – это магистры, и мы берем к себе брать лучших бакалавров: мотивированных, амбициозных. Тогда мы сможем подготовить инженерный спецназ», – добавил А. Боровков.
По его мнению, у студентов должно быть сильное мультидисциплинарное базовое физико-математическое образование, а сложность состоит в том, что необходимо обеспечивать устойчивое развитие, но быстро перестраиваться. По мнению спикера, это своего рода agile в научно-технологической сфере: вузы должны создать такую среду, в которой выпускник будет подниматься по ступенькам и видеть достойные образцы и команды, которые работают на мировом уровне и быстро перестраиваются между отраслями.
Участники сессии обсудили, как измерять успех передовых инженерных школ. В качестве критериев успеха они назвали зарплаты и успешность выпускников, реализацию ими масштабных проектов, экономическую ценность университетов, величину эндаумента и внутреннего фонда НИОКР.
Мероприятия, посвященные развитию науки, образования и промышленности, проходят в «Экспофоруме» с 29 ноября по 1 декабря.