Университет Иннополис провел мастер-класс «Как повысить эффективность бизнеса с помощью трансформации в цифровое предприятие?»
Цифровая трансформация — это не только внедрение инновационных технологий. Ее основные составляющие — трансформация корпоративной культуры, управление изменениями и создание цифровых продуктов, ориентированных на внешнего потребителя, сформулировал ведущий мастер класса, бизнес-тренер и директор по стратегическому развитию и цифровой трансформации CBSD (Центр развития деловых навыков) Михаил Ясаков.
Он разобрал по шагам действия, ведущие к повышению эффективности производств нефтегазовой отрасли спомощью цифровизации.
Оценить уровень цифровой зрелости компании — это точка А, из которой компания должна начать свой путь
Спланировать ожидаемый уровень цифровой зрелости — это точка Б, в которую компания должна в конце концов прийти
Спланировать стратегию трансформации: обозначить приоритетность действий и определить конкретные шаги, которые позволят компании прийти из точки А в точку Б
Создать дорожную карту трансформации, то есть определить конкретные результаты цифровой трансформации и подходы, за счет которых они будут достигнуты
Двигаться вперед быстрыми и короткими шагами — так проще исправлять ошибки и менять направление в нужную сторону
Регулярно пересматривать и корректировать цели, задачи и методы трансформации: технологии не стоят на месте, и компаниям нельзя от них отставать.
В качестве удачного примера трансформации Михаил Ясаков привел нефтесервисную компанию, которая работает с «Татнефтью» и другим крупными структурами. Она разработала цифровой сервис, который проводит удаленный мониторинг оборудования без участия специалистов, прогнозирует возможные поломки и износ оборудования. С его помощью понимают, на каком предприятии требуется починить оборудование или заказать новое. «Компания создала нужный отрасли сервис и заработала хорошие деньги», — резюмировал Ясаков.
Также для создания новых продуктов нужно искать возможные синергии в своей основной деятельности. Например, Газпромбанк создал для своих клиентов сотового оператора с выгодными условиями. «Если вы хотите перегнать конкурентов, нужно двигаться быстрее. Иногда в ущерб контролю и качеству. При создании цифровых продуктов важно быстро дать результат, даже если в итоге получится недопродукт. Надо как можно скорее получить MVP (минимальной жизнеспособный продукт), который можно потрогать руками и быстро улучшить», — объяснил ведущий.
Также участники мастер-класса обсудили основные препятствия на пути к цифровой трансформации предприятий нефтегазового сектора.
Несовместимость традиционной и цифровой корпоративных культур: традиционной культуре свойственны бюрократия и множество согласований, которые исключены в цифровой культуре
Необходимость в централизации принятия решений и управления: это приводит к затягиванию сроков запуска новых продуктов
Опасное и сложное производство непрерывного цикла: производственные отрасли всегда отстают в процессе трансформации
Необходимость подготовки кадров и обучения специалистов по цифровой трансформации: процессом должен заниматься специально обученный менеджер
В завершение Михаил Ясаков отметил, что в Университете Иннополис есть программы подготовки директоров по цифровой трансформации с нуля, которые смогут построить цифровую культуру на любом предприятии.