О мероприятиях

26.06.2019 в 16:33

26 июня в рамках конгрессной программы РМЭФ-2019 прошло открытое заседание научно-экспертного совета на тему «Энергетическая стратегия и доктрина энергетической безопасности РФ».
Леонид Рокецкий, председатель научно-экспертного совета при рабочей группе Совета Федерации ФС РФ, в приветственном слове рассказал о «болевых» точках российской энергетики. «Принятие закона об энергетике когда-то дало большие надежды: он поднимал роль энергетики и науки, становился законодателем в производственной жизни, строительстве. Постепенно стало понятно, что закон не работает так, как ожидали. Появились новые понятия, новые высоты. Сейчас наша главная задача – мониторинг и внесение изменений в закон об энергоэффективности. Но мы предлагаем изменения, а их не принимают. Нам активно приходится заниматься возобновляемой, малой энергией, но энергетики России – далеко не передовики в этой сфере. В материалах, которые издаются ООН, наша страна не указана. Мы отстаем и в технологиях, и в машиностроении. Мы предлагаем решать конкретные вопросы энергосбережения, но получаем ответ: «Не до этого». Хотели отдать эти вопросы регионам, но ни городские, ни областные власти не имеют полномочий по энергоснабжению», – высказался Рокецкий. По мнению спикера, сейчас нужно внести конкретные поправки в законодательство. «Никто в стране не отвечает за бесперебойное надежное энергоснабжение, Минэнерго отвечает только за надежную политику. Мы хотим возобновляемую энергию, но ничего не получается. А не пора ли малую энергию передать в регионы? Но для этого нужен закон. Себестоимость энергии – 32%, а 65% тарифа формируется в сетях. А не много ли это? Нет смысла покупать энергию для Красноярска в Псковской области, а такое случается. Мы не можем побороть или мгновенно поменять существующие реалии, но посомневаться и задуматься можем, а со временем сдвинет дело «с мертвой точки», – заключил Рокецкий.

Задача экспертного сообщества – если не снять все проблемы в энергетике, то по крайней мере создать условия, чтобы их было меньше, полагает Игорь Ананских, первый заместитель председателя комитета по энергетике ГД РФ. «Одно из проблемных направлений – соглашение о климате и это о большой экономике, а не о климате. К сожалению, сегодня наша зеленая энергетика(возобновляемая) в разы дороже той энергетики, которая есть. Кроме того, государство не стимулирует развитие этого сегмента энергетики. Необходим новый закон, который разрешил бы ставить на частных домах солнечные батареи до 15 кВт для собственных нужд, а излишки продавать сетям», – уверен эксперт. Для этого необходимо предусматривать систему поощрений – так, люди ставят на своих участках ветряки, солнечные батареи, их установка обходится приблизительно в миллион рублей. «А свет стоит 6 рублей, срок окупаемости сумасшедший. Надо дать возможность продавать сетям излишки», – говорит Игорь Ананских.

Еще одна проблема, которая влияет на нормальное функционирование отрасли – «недозагрузка» мощностей, говорит президент ассоциации «Росэлектромонтаж» Юрий Солуянов. «Мы проводили замеры по трансформаторным подстанциям и распределительным пунктам Центрального РЭС Казани. Он показал, что только 17% подстанций загружены на три четверти. Более половины используют мощности только на 15%, еще 30% ТП – загружены не более чем на треть. Похожая ситуация в Магнитогорске, Красноярске и Нижнем Новгороде», – рассказал Солуянов. Одна из причин – завышенные расчетные нормативы потребления для жилья. «Сегодня удельные нагрузки в жилье не растут, потому что бытовая техника имеет энергосберегающие технологии такие, что в несколько раз ниже. Мы занимались этим вопросом в Татарстане. Если посмотреть то, что закладывается в проектах и что фактически происходит, то мы видим огромную разницу. Мы разработали новые нормативы и правительство Татарстана будут их закладывать при новом строительстве. По детским садам данные в полтора раза меньше по сравнению с сегодня рассчитанным. Коттеджные поселки мало исследованы, но вывод один – нигде в поселках больше 7кВт не получается, а норма на индивидуальный дом – 15 кВт. Можно снижать установленную мощность в 2 раза. По Северо-Западу – самый большой показатель – 33% в поселке Лехово. А 15% – степень использования заявленной мощности льготными категориями потребителями», – констатирует Юрий Солуянов. Приведение нормативов к реальности дает реальный экономический эффект. «На базе нового комплекса в Татарстане «Салават Купере» мы провели сравнительный анализ. При расчете по существующим нормативам необходимо 5, 6 кВт, по методике Ассоциации «Росэлектромонтаж» – 3 кВт, разница в 2, 5 кВт дает экономический эффект от внедрения предлагаемой методики более 19 млн руб. только на небольшом участке комплекса. Разработанная методика позволяет существенно снизить бюджетные расходы на электрическую часть вводимых застроек. Только в Республике Татарстан ожидаемый экономический эффект составит более 1 млрд. рублей», – подсчитал Солуянов.

Центральным событием заседания совета стал доклад Владислава Озорина, руководителя отделения НЭС по СЗФО, «Энергетическая безопасность России на современном этапе. Приоритеты, задачи, решения (Реализация Указа Президента РФ от 13 мая 2019 г. №216 «Об утверждении Доктрины энергетической безопасности Российской Федерации»)». Энергетическая стратегия на период до 2030 года, принятая в 2009 году, устарела. Согласно майскому Указу Президента, предстоит переработать проект энергетической стратегии до 2035 года. Цель – снизить энергоемкость валового внутреннего продукта. Основные направления по обеспечению безопасности – совершенствование государственного управления в области обеспечения энергетической безопасности, поддержание минерально-сырьевой базы ТПК и основных производственных фондов организаций на необходимом уровне. «Совершенствование территориально-производственной структуры ТПК с учетом необходимости укрепления единства экономического пространства РФ. Обеспечение международно-правовой защиты интересов российских организаций ТПК и энергомашиностроения, поддержка экспорта их продукции, технологий. Обеспечение технологической независимости ТПК и повышение его конкурентоспособности – цель новой энергетической стратегии», – говорит Владислав Озорин.

Подробнее
26.06.2019 в 15:15

В рамках мероприятий деловой программы VII Российского международного энергетического форума подняли острую тему использования вторичного сырья и извлечения энергии из отходов.
На одноименной Панельной дискуссии под модераторствомпрезидента Ассоциации инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» Михаила Смирноваучастники затронули актуальные вопросы сбора и переработки ТБО, применения экологичных и экономически эффективных технологий по переработке и использованию вторичного сырья, а также поиска альтернативы мусоросжигающим заводам.

В частности, последнего вопроса в своем докладе «Высокоэффективная утилизация отходов с применением турбин» коснулся руководитель направления «Промышленная энергетика» Solar Turbines CIS Глеб Алексеевич Ахундов. Свое выступление Глеб Александрович начал с демонстрации обычной пластиковой бутылки. «Что это?», – спросил докладчик. «Мусор, отход, элемент переработки», – выдвигал предположения зал. «Это энергия, – констатировал Ахундов, – не извлеченная энергия. Мы складируем ценные ресурсы на свалки, хотя технологии по их переработке существуют уже очень давно. Получается, что на свалках хранится огромное количество энергии, которую никто не использует. Там зарыты миллиард рублей».

Глеб Ахундов напомнил, что на сегодняшний день существует три метода утилизации отходов: сжигание, ферментирование и газификация. Наиболее привычным для нас является сжигание – метод, который хоть и позволяет извлекать энергию из вторичного сырья, но имеющий множество побочных эффектов, начиная от низкой эффективности и заканчивая загрязнением окружающей среды.

Газификация как метод утилизации отходов и преобразования их в энергию, по мнению Ахундова, является достойной альтернативой сжиганию. «Сжигая, мы получаем просто костер и выбросы в атмосферу. Газифицируя – получаем топливо», – подытожил спикер, выразив надежду на то, что в скором будущем получение энергии из отходов перестанет восприниматься только как побочный эффект их утилизации, и газификация займет достойное место в данном процессе.

Генеральный директор ООО «Холдинговая компания «Вирео Энерджи» Алексей Ющук затронул тему противостояния инвестиций и бюджета и сообщил о намерении компании в ближайшем будущем осуществить модернизацию и строительство нескольких полигонов для увеличения вырабатываемых энергетических мощностей посредством переработки ТБО: в Екатеринбурге, Московской области, а также под Санкт-Петербургом, в Гатчине.

На сложности привлечения инвестиций в вопрос переработки вторсырья остановился и представитель «Цеппелин ПС Рус» Тимур Валеев, выразив предложение по введению стимулирующих институтов.

Тем не менее, несмотря на ряд препятствий, с которым сталкиваются компании в вопросе эффективного использования вторичного сырья, модератор Михаил Смирнов, оптимистично смотрит в будущее, выделяя для этого несколько предпосылок: важнейший рычаг в лице Президента Российской Федерации, который обращает внимание на данную проблему, соорганизация политических, социальных и иных сил, актуальность темы утилизации как модной тенденции современности, а также бесценный опыт первопроходцев, которые сегодня выступают в роли разведчиков и набивают шишки, чтобы уже завтра все новые и новые компании смело ступали на этот рынок.

Подробнее
25.06.2019 в 19:50

25 июня в «Экспофоруме» в рамках конгрессной программы Российского международного энергетического форума прошло пленарной заседание «Энергетика и цифровые технологии: приоритеты регуляторной политики, источники и объекты инвестиций».
В начале заседания модератор Юрий Станкевич, заместитель председателя Комитета по энергетической политике и энергоэффективности Российского союза промышленников и предпринимателей, предложил всем спикером коротко охарактеризовать те изменения, что произошли в энергетической отрасли за последние годы.

Так по мнению, Александры Паниной, председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», изменения произошли глобальные: «Многое из того, о чем мы лет 10-15 не могли подумать – произошло. Но главное, энергетика меняется эволюционно, а не революционно. Ко всем изменениям мы подходим постепенно». «За 20 лет произошло многое. Можно завидовать самому себе, что мы являемся участниками этого процесса», – согласился Павел Шацкий, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром энергохолдинг». Впрочем, не все изменения к лучшему. Так по словам Тагира Нигматулина, президента АО «РЭП Холдинг», за последниегоды энергетика потеряла отечественное оборудование: «Сейчас доля своего оборудования упала до 30-35%. Сейчас действует программа импортозамещения, и мы ожидаем изменения в сложившейся ситуации. Деньги должны оставаться в стране», – уверен Нигматулин.

К большему динамизму призвал первый заместитель председателя Комитета по энергетике Госдумы РФ Сергей Есяков. «Сейчас находится в статичном положении нельзя. Ситуация в мировой энергетике такова, что для того, чтобы оставаться на месте надо двигаться. А для того чтобы идти впереди – бежать», – заявил Есяков.

По мнению Елены Медведевой, заместителя директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации сейчас основная проблема в отрасли – это износ существующих мощностей. В период реформирования РАО был сделан уклон на развитие экономических взаимоотношений внутри отрасли, а технологии оставили на откуп самих субъектов и тех поставщиков, которые были иностранными. Сейчас ситуация должна меняться в том, числе и за счет цифровизации энергетики. «За счет этого становится возможным создание производственных кластеров, которые будут формироваться на базе цифровых платформ под наиболее оптимальное решение для всех участников процесса. Это обеспечивается внедрением технологий в цепочку создания добавленной стоимости. В этом случае, ключевой технологией является технология «цифровой двойник», – объяснила Медведева. По словам спикера, технология работает следующим образом: создается виртуальная копия того или иного фактического изделия, в которую фиксируются все данные материала и особенности конструкции. За счет технологии становится возможным сосредоточить основную долю изменений и затрат на стадии проектирования. Это позволяет сократить издержки, а также создавать высокотехнологичные изделия нового поколения в кратчайшие сроки. «Производственные площадки должны быть готовы быстро и легко адаптироваться под любые заказы, а также реализовывать оборудование к операциям с энергокомпаниями. Это становится возможным при использовании комбинации технологий. В дальнейшем планируется, что энергокомпании на определенном этапе жизненного цикла изделий, будут участвовать в виртуальной фабрике, то есть технологические цепочки будут формироваться под запросы», – подчеркнула Елена Медведева.

Павел Шацкий, первый заместитель генерального директораООО «Газпром энергохолдинг», отметил, что с 2015 многое изменилось. «Тогда, в разгар кризиса ждать чего-то от отрасли не стоило. И многое из того, что сейчас уже реализуется в тот момент было далекими планами. Сейчас мы видим завершение программы договоров на поставку мощностей (ДПМ) – она завершилась в текущем году. Сейчас мы видим, как стартует ДПМ-2 – программа модернизации с инвестициями в 1,5 триллиона рублей», – рассказал Шацкий.

«Каждому десятилетию нужен свой лозунг», – считает Тагир Нигматулин, президент АО «РЭП Холдинг». «В пятидесятые была кибернетика, в 80-е – станки ЧПУ, роботехника. Сейчас цифровизация – мы собираем большое количество данных, которые можем обрабатывать и получать решения. Но решения нужно не только получать, но и применять. Мы – огромная страна, и мы не можем создавать большое количество норм и правил. Надо вводить единые требования от заказчиков, что позволит сэкономить производителям оборудования. Нет норм и правил проектирования. Нет стандартов. Я должен подстраиваться под каждого заказчика, а это большие трудозатраты, что сказывается на себестоимости продукции. Нужна чёткая и понятная техническая политика, единые требования, единые договора. Их должно генерировать министерство», – полагает спикер.

Кроме этого, общемировая проблема – это потеря производственников. «Основная сложность производства нет рабочих, нет инженеров. Приходится роботизировать. А это удорожает производство. Производство и наука остались только в Китае», – сокрушается Тагир Нигматулин.

Как считает заместитель Председателя Правления ОАО «СО ЕЭС» Федор Опадчий, сейчас одна из проблем цифровизации в том, что стоимость IT решений критически быстро снижается. «Цифровизация настолько снижает время и затраты, что мы приходим к регулированию системы в режиме реального времени. Имеющиеся сегодня инструменты рынка электроэнергии и мощности, полностью обеспечивают оптимальную загрузку мощностей при покрытии спроса на электроэнергию в разрезе каждого часа. При этом инструментов, обеспечивающих оптимизацию суточной неравномерности графика потребления, в ЕЭС недостаточно. Нужен выпуск национальных стандартов. Надеюсь они скоро будут приняты», – говорит эксперт.

Александра Панина, председателя Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», считает, что цифровизация увеличивает конкуренцию, позволяет снять многие барьеры. «В то же время цифровизация это некий хайп, под которым каждый понимает свое – кто-то улучшение управления, и так далее. Сейчас даже появился термин уберизация ТЭК. Хотя он был уберирован, еще до того, как появился Uber», – говорит Панина.

«Цифровизация – это необходимый ресурс для развития отрасли. Он позволяет высвобождать инвестиции, которые можно использовать на другие цели», – уверена Елена Медведева, Заместитель директора Департамента оперативного контроля и управления в электроэнергетике Министерства энергетики Российской Федерации. В качестве примера успешной цифровизации она привела две платформы, действующие в Ленинградской и Московской областях, которые автоматизируют получения условий на присоединение.

Но велик и риск бездумной цифровизации. «У нас сейчас нет собственной элементной базы при цифровизации. Это большой риск, того, что там есть закладки. Это несёт большой риск киберопасности. Необходимо замена всей базы. Проблема и в нехватке специалистов», – говорит Тагир Нигматулин.

Завершилось пленарное заседание на позитивной ноте – награждением лауреатов «Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие топливно-энергетической и добывающей отрасли», который проводило Министерство энергетики Российской Федерации.

Подробнее
25.06.2019 в 19:03

Текущее состояние энергомашиностроения, его потенциал и конкурентоспособность обсудили в рамках VII Международного энергетического форума 25 июня. На круглом столе выступили более 10 спикеров – профессионалов отрасли, которые представили доклады и презентации технических разработок своих организаций, стратегии развития и модернизации энергомашиностроения в эпоху индустрии 4.0, а также инновации и разработки в отрасли.
Модератором мероприятия выступил Заместитель председателя «Ассоциации участников рынка интернета вещей» Глеб Станиславович Пыжов.

Опытом предприятия АО «РЭП Холдинг» в вопросе локализации технологий производства газовых турбин в рамках своего коллективного выступления поделились вице-президент по продажам АО «РЭП Холдинг» Максим Кайтанов и директор Управления по перспективным проектам предприятия Андрей Ушаков. «На сегодняшний день на рынке машиностроения возникла уникальная ситуация», для нас очень важно воспользоваться ей и теми перспективами, которые открываются для рынка. В своей работе мы используем отечественные материалы и комплектующие: такие требования предъявляют нам заказчики. Создавать так называемую «российскую машину» можно по-разному. Можно привлекать НИОКР и разрабатывать все с нуля. А можно использовать метод локализации, и через каких-то 5 лет иметь полностью российскую машину», — рассказал Андрей Ушаков.

В качестве примера топ-менеджеры АО «РЭП Холдинг» привели ГПА-32 «Ладога» — высокотехнологичный газоперекачивающий агрегат, разработка которого ведется предприятием по принципу локализации. Уже к 2021 году АО «РЭП Холдинг» планирует завершить локализацию ГПА-32 «Ладога», чтобы агрегат состоял полностью из отечественных материалов. На сегодняшний день данный процесс оценивается завершенным на 70% по отношению к 30% на 1 января 2017 года. Ожидается, что и другие установки, производимые компанией, в дальнейшем ждет такой же путь локализации, как ГПА-32 «Ладога».

Также в рамках доклада Максим Кайтанов и Андрей Ушаков анонсировали создание совместного предприятия АО «РЭП Холдинг» и ANSALDO ENERGIA S.P.A. Данная новость уже вскользь звучала ранее на ПМЭФ-2019. Совместное предприятие (СП) по производству газовых турбин будет создано в Санкт-Петербурге. Производственный портфель СП содержит турбины, генераторы, микротурбины, электростанции «под ключ». На предприятии планируют организовать собственное производство по ремонту компонентов ГТУ в полном цикле. СП будет эксклюзивно работать на территории России и стран СНГ, а также на тех зарубежных рынках, где проекты реализуются российскими компаниями или с привлечением российского капитала. Вся документация нового СП будет храниться на российских серверах, а компания Ansaldo обеспечит российской стороне полную передачу эксклюзивных прав и документации на согласованную линейку газовых и паровых турбин.

В рамках мероприятия Максим Рябчицкий, руководитель Учебного центра АББ, одного из лидирующих предприятий в производстве силового оборудования и технологий для электроэнергетики и автоматизации, поделился успехами компании в интеграции зарядных станций АББ, а также цифровых систем, которые помогают не только автоматизировать процесс подзарядки автомобилей, но также делать его безопасным для аккумуляторов транспортных средств. Остановившись на специфике рынка каждой страны, Максим Рябчицкий уделил особое внимание вопросу необходимости иностранной компании, выходящей на российский рынок, адаптироваться под него. Впрочем, как и под любой другой зарубежный рынок.

Систему радиосвязи с функциями IIoT, мониторинга персонала, охраны труда и экомониторинга «Гудвин-Нева» презентовал начальник отдела продаж ООО «Концерн Гудвин (Гудвин Европа)» Андрей Тычкин. Промышленная радиосвязь стандарта Delta, разрабатываемая компанией, помогает не только поддерживать коммуникацию, но также осуществлять отслеживание состояния, местонахождения и активности сотрудника, фиксацию случаев падения, наличия алкоголя в крови, положение тела работника, а также контроль окружающей среды. Визуализация работы систем Гудвин происходит на базе разработанной компанией 3D-модели офиса.

Подробнее
25.06.2019 в 18:01

Участники конференции «Энергетика 4.0: инновации в энергетике и ТЭК в условиях Четвертой промышленной революции» буквально по кусочкам разобрали происходящее в современном мире явление. В рамках международной дискуссии шла речь не просто о современных тенденциях ТЭК, новом понимании энергетики, а прикладных вещах и конкретных современных решениях, которые не массово, но уже применяются в России.
Организатор международной конференции в рамках РМЭФ – Ассоциация инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация». Модератором дискуссии выступил руководитель организации Михаил Смирнов, он же представил первый доклад «Энергетика 4.0». Спикер в своем выступлении объединил все современные решения, применяемые сегодня в ТЭК, а также указал на «больные» места.

«Россия за последнее десятилетие добывала примерно 500 млн тонн нефти ежегодно. Половина этого объема шла на внутреннее потребление, половина – на экспорт. Если бы экономика России по энергоэффективности равнялась бы экономике Евросоюза хотя бы десятилетней давности, мы бы только в ЖКХ сберегали до 150 млн тонн условного топлива и еще примерно 100 млн тонн в других секторах. Таким образом потенциальные потери России равны отечественным поставкам углеводородов за рубеж. Но при этом нам не надо было бы нести огромные затраты на добычу и транспортировку топлива, мы бы не нуждались в таком количестве добывающего оборудования, к тому же не наносили бы ущерб экологии. Такой могла бы быть ситуация, в реальности же она прямо противоположная», — считает Смирнов.

Сегодня в России требуется создание единого фронта для повышения энергоэффективности экономики, считает Михаил Смирнов. Иначе наше отставание будет только прогрессировать. Кроме того, спикер рассказ о дорожной карте «Энергетика 4.0». Это программный документ, над которым энергоинноваторы наряду с мировыми экспертами исследуют современные тенденции и проблемы отрасли. Итогом станет – единый документ, который соберет перспективные технологии в ТЭК.

Григорий Гузев, Генеральный директор Solar Turbines CIS рассказал о решениях в области энергетики. «Если говорить о текущей ситуации, то управление энергопотреблением становится серьезным вызовом. Сложностей многог – турбулентность цен на электроэнергию, растущая сложность рынка электроэнергии, меняющиеся нормативные требования, переход к альтернативным, возобновляемым источникам энергии, ужесточение экологических требований/обязательства по выбросам СО2 и другие. Главное, правильно наладить процесс. Решения за цифровыми технологиями – удаленный мониторинг, самообучающееся оборудование», — отметил Григорий Гузев.

Константин Нахимовский, HUAWEI TECHNOLOGIES CO.,Ltd , рассказал о четвертой промышленной революции для ТЭК и значимости больших данных и интернета вещей. Если сказать коротко, ха всем этим настоящее и будущее.

В дискуссии поучаствовал Ренат Валиуллин, Постоянный представитель Республики Татарстан в г. Санкт-Петербурге; Олег Иванько, генеральный директор, ООО «БЛИК+».

Владимир Лелин, Заместитель Генерального Директора ООО «Ракурс-инжиниринг» представил доклад «В облака и обратно. Прагматический подход к цифровым технологиям», Максим Липатов, технический директор АО «РОТЭК», рассказал о системе «ПРАНА». Алексей Никишов, заместитель генерального директора АО «МегаМейд» по проектно-изыскательским работа познакомил участников конференции с темой «Применение информационного моделирования для модернизации объектов энергетики».

Евгений Лысаков, директор по продажам и аренде силовых установок ООО «Восточная Техника», представил проблемы энергоснабжения удаленных территорий. Спикер рассказал о подходе малого и среднего бизнеса в этом вопросе.

Михаил Шапиро, генеральный директор, ООО «Данфосс», обозначил резервы энергоэффективности в теплоснабжении и их инвестиционную привлекательность. Причем, спикер представил конкретные предложения и их преимущества для всех сторон этого процесса.

Для источников теплоснабжения основной потенциал: оптимизация источников, вывод из строя неэффективных. Распределенная сеть получает сокращение обслуживающего персонала, снижение потерь, перенос обслуживания на УК. Абоненты — снижение потребления на 20-35% при заданном потребителем уровне комфорта, рациональное поведение.

Также на конференции с докладами выступили Тимур Валеев, ведущий специалист по продажам, «Цеппелин ПС Рус». Он представил конкретное технологическое решение своей компании, которое заключается в производстве энергии из мусора.

Напомним, в этом году Ассоциация инновационных предприятий в энергетике «ЭнергоИнновация» вошла в число информационных партнеров Российского международного энергетического форума. Ассоциация проводит тематическую конференцию, а также выступает соорганизатором круглого стола «Энергомашиностроение: текущее состояние, потенциал и конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынках» (секция «Технологическое развитие энергетики, цифровые технологии»).

Подробнее
25.06.2019 в 17:53

Актуальные и болезненные вопросы отрасли – ценовое ограничение, конкурентные механизмы, локализацию энергетики обсудили на круглом столе «Модернизация российской энергетики. Прогнозы дальнейшей эволюции», организованном Ассоциацией «Совет производителей энергии» и «Газпром энергохолдинг» в рамках Российского Международного энергетического форума.
Модератор сессии Александра Панина, председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Совет производителей энергии», рассказала слушателям о непростых задачах, поставленных государством перед генераторами – рост тарифов в переделах инфляции, строительство удаленных объектов электроэнергетики и локализация.

По мнению Андрея Максимова, заместителя директора департамента развития электроэнергетики Минэнерго России, система без дополнительных импульсов не дает привлекать инвестиции. «Газовая генерация у нас – превалирующая и ее модернизацией необходимо заниматься. Хорошо себя зарекомендовавший механизм для привлечения инвестиций — ДПМ (договоры о предоставлении мощности). По договорам ДПМ по итогам реорганизации РАО ЕЭС к 1 января 2019 построено порядка 25 ГВт генерирующих объектов, суммарный размер проинвестированных средств составил 1,2 трлн рублей», – рассказал Максимов. По словам спикера, договоры по принципам, аналогичным ДПМ, были применены для привлечения инвестиций в новое строительство в местах потенциального дефицита в энергосистеме, в результате чего были возведены объекты совокупной мощностью 620 МВ. Сейчас разработаны критерии отбора проектов. Наиболее важный — наименьшая цена на электроэнергию для потребителей в период окупаемости проекта (16 лет). При ухудшении характеристик работы оборудования производителю не обеспечивается возврат инвестиционного капитала для покрытия выпадающих доходов. «Такой порядок позволит корректно сравнивать проекты с учетом выручки поставщика от работы на всех товарных рынках (электроэнергия и тепло), создаст стимулы у собственника максимально загружать модернизированное оборудование», – подчеркнул спикер.

Уже через два месяца состоится следующий отбор проектов модернизации на 2025 год в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии и мощности. Об итогах и прогнозах говорил Максим Быстров, председатель правления Ассоциации «НП Совет рынка». «По итогам первого отбора объем поданных ценовых заявок превысил спрос более чем в 2,5 раза, отобраны важные для отрасли проекты, способствующие развитию инноваций, решению экологических и социальных проблем», – объяснил Максим Быстров.Сейчас разработана прозрачная критериальная система Правительственной комиссии. Помимо экономики проекта и низкой цены предпочтение будет отдаваться тем, кто готов принимать участие в выработке тепла, решающим экологические проблемы, качественно повышающим эффективность. Немаловажным фактором также станет критичность технического состояния – больше шансов у проектов с выработанным парковым ресурсом и худшим техническим состоянием.

С участниками рынка категорически не согласен Василий Киселёв, директор Ассоциации «Сообщество потребителей энергии»: «Сейчас необходимо определить места и объем модернизации. Мы согласны, что объекты на Дальнем Востоке необходимо модернизировать, но на конкурсной основе и обязательным технологическим ценовом аудитом. Заниматься глубокой модернизацией сейчас бессмысленно. Нужен капитальный ремонт, и он должен делаться без привлечения сторонних капиталов. Не стоит торопиться с очередным отбором, причем на столь длительный срок. Сейчас нужно взять паузу и посмотреть, что будет происходить в газостроении».

Светлана Никонова, директор департамента развития жилищно-коммунального хозяйства Минстроя России, озвучила позицию своего ведомства: «Мы решаем общую задачу, но видим ее по-разному. Минстрой считает, что приоритетное направление – модернизация ТЭЦ, конкурс должен был направлен на решение этой проблемы и разведен технологически». По мнению Айрата Сабирзанова, директора по экономике и финансам АО «Татэнерго», нельзя отдавать приоритеты ни одному из сегментов, иначе не будет конкурентной борьбы. «Нужно каленым железом выжечь любые преференции любым генерациям и снимать всяческие барьеры», – заявил Сабирзанов. С коллегой солидарен Михаил Булыгин, директор по работе на рынке электроэнергии ООО «Газпром энергохолдинг»: «Мы взяли отчетность публичных компаний, проанализировали и видим, что принцип «не отремонтировали — получили преференции и субсидирование», увы, работает». Тем не менее, по общему убеждению участников, программа модернизации при дальнейшей проработке и совершенствованию даст долговременный эффект – повышение надежности и эффективности российской энергетики.

Подробнее
21.06.2019 в 16:40

Самое популярное слово IV Международного Инновационного Форума Пассажирского транспорта SmartTRANSPORT в «Экспофоруме» ‒ smart, что можно перевести как «умный, интеллектуальный». А «умные города» ‒ это совсем недалекое будущее, уверены участники пленарной сессии «Интеллектуальная транспортная система как путь цифровой трансформации отрасли».
Эксперты на пленарной сессии представляли международные кейсы smart транспортных систем, на примере разных стран и городов: Санкт-Петербург, Москва, Сингапур, Таллин, Париж.

Батанов Эдуард Викторович, вице-губернатор Санкт-Петербурга говорил об опыте Санкт-Петербурга; Иван Сергеевич Морданов, заместитель директора по развитию и эксплуатации ИТС «Швабе-Москва» представил московский опыт; Сергей Викторович Загряцкий, директор по развитию международного бизнеса госкорпорации Сингапура ST Engineering; Клод Дорген, муниципальный советник Парижа сказал об транспортных задачах Парижа; Андрей Новиков, вице-мэр Таллинна предложил прикладной кейс по улучшению транспортной системы в небольшом историческом городе с потоком туристов.

Пленарную сессию открыл Эдуард Викторович Батанов, вице-губернатор Санкт-Петербурга, заметив, что «Петербургу очень свойственна технологическая инновационность, ведь первый телефонный звонок состоялся именно в Санкт-Петербурге, а бесконтактная транспортная карта «Подорожник» введена в Петербурге раньше других регионов России». Вице-губернатор поделился опытом реализации интеллектуальных транспортных систем (ИТС) в Петербурге, который был опробован в период проведения Кубка Конфедераций в 2017 году, именно поэтому городу удалось обеспечить приоритет проезда туристических групп, не парализовав жизнь города.

Васильев Владимир Николаевич, ректор ФГАОУ ВО «Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики» выступил как эксперт по созданию интеллектуальных транспортных систем. Предпосылки создания умных транспортных систем возникли еще 20 лет назад в крупных мегаполисах, считает он. Первые ИТС предлагал и внедрял IBM в Стокгольме 15 лет назад, сейчас активно развивает ИТС Китай — Джек Маа, председатель совета директоров Alibaba Group, внедряет в городе Гуанчжоу свою концепцию smart-city. Однако все существующие разработки не решают окончательно ключевые транспортные проблемы – безопасность, экология, приоритет движения. В Санкт-Петербурге, по мнению Васильева, эти задачи решать легче, в городе хорошее построение транспортных потоков – прямоугольно-квадратное, близкое в нью-йоркскому, которое считается одним из самых удобных для транспортных систем. «А вот в Москве очень неудобное транспортное построение потоков, радиально-кольцевое», – добавил эксперт.

Московскую тему и тезис о сложности радиально-кольцевого движения подхватил Иван Сергеевич Морданов, директор по развитию и эксплуатации ИТС «Швабе-Москва», «Действительно радиально-кольцевая система, сложная архитектура и доступность высокоскоростного междугородного транспорта, высокая миграция населения – огромная сложность для реализации ИТС в Москве». По его мнению, ИТС обязательно должны быть частью единой информационной городской системы, включать все виды транспорта и обеспечивающие движение действия: частный, общественный, морской, подземный и наземный, воздушный, светофоры и навигацию.

Участников сессии явно заинтересовал транспортный опыт Таллинна, которым поделился вице-мэр города Андрей Новиков. С 2013 года в городе введен бесплатный проезд на общественном транспорте для жителей города. «Эту идею мы одержимо транслируем в другие европейские города. А любому городу рано или поздно придется сделать выбор – какое количество дорожного полотна нужно отдать частному транспорту, а какое общественному и дальше найти математическую модель, которая позволит наиболее эффективно использовать это пространство. После этого мы стали выстраивать отдельные линии для частного транспорта, это привело к неудовольствию автомобилистов, но для нас это важный социальный и экологический приоритет». По его мнению, у любых городов мира, мегаполисов или небольших туристических центров, нет выбора – необходимо стремится к сокращению потоков частного транспорта, который оказывает негативное влияние на экологию городов, безопасность и загруженность движения. «Мы убрали парковки с улиц, перемещаем их в отдельные парковочные здания».

Транспортный опыт Парижа, который представил Клод Дарген, генеральный секретарь Комитета по информационному обмену политикой управления в области городских транспортных систем Парижа, (Information Managment Policies for City Transportation Systems), муниципальный советник. Он согласился с Андреем Новиковым в том, что для туристических городов социальный и политический выбор должен быть в пользу комфорта и развития общественного транспорта. Париж делает ставку на развитие метро и на его автоматизацию, существует и туристический налог на размещение в гостиницах, который регулирует количество туристов. «Транспортные проблемы Парижа похожи на проблемы Москвы, эти города во многом обладают одними и теми же характеристиками: архитектурными памятниками, схемой построения транспортных потоков», – заметил Клод Дарген.

Загряцкий Сергей Викторович, директор по развитию международного бизнеса госкорпорации ST Enineering поделился конкретными фактами и опытом Сингапура при создании и внедрении smart-транспортных систем. «Сингапур, город-страна, в два раза меньше, чем Санкт-Петербург, но есть похожесть: огромное количество туристов, второй мировой транспортный узел, большая дневная миграция. На дороги в Сингапуре используется 15 % территорий, на жилье14%, количество машин в Сингапуре ограничено примерно в 1 млн. Сегодня ключевая транспортная проблема состоит в том, что потребность в поездках будет увеличиваться: сейчас мы насчитываем 13 млн поездок в день, к 2035 году — это будет около 20 млн. поездок в день». Сингапур реализует систему Интегрированного Планирования, в которой задействованы различные агентства, департаменты, министерства, далее будет представлена организация, которая полностью отвечает за развитие и работу всего транспортного комплекса Сингапура и за достижение целей транспортного генплана до 2040 года. Smart-подход и реализация интеллектуальных систем многомиллиардный и трудоемкий процесс, к тому же устаревающий по мере внедрения, но для современных городов нет другого пути, если они хотят стать «умными». Председатель Комитета по транспорту Санкт-Петербурга, Александр Николаевич Головин добавил, что в 2018 году между городами было подписано соглашение о создании интеллектуальной транспортной системы Санкт-Петербурга, а сингапурские специалисты рассматриваются как интеграторы, имеющие большой опыт реализации.

Тема smart-систем и «умных» решений на этом не закончится на форуме SmartTRANSPORT 2019 – в пятницу 21 июня состоится круглый стол «Умный транспорт», организованный СПб ГУП «Пассажиравтотранс», о цифровых решениях для развития велосипедного движения в городе расскажут на круглом столе «Развитие велосипедного движения и инфраструктуры для велосипедистов» (10.00, круглый стол АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»)

Подробнее
21.06.2019 в 15:28

20 июня, в день официального открытия IV Международного инновационного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORTt 2019, на площадке «Экспофорума» представили необычного «гостя» Северной столицы – экологичный катамаран Energy Observer, полностью работающий на возобновляемых источниках энергии. Инновационное судно пришло в Санкт-Петербург на этой неделе в рамках шестилетнего кругосветного путешествия.
Катамаран отличает «умная» экологичная энергосистема: судно оборудовано двусторонними солнечными батареями, парусами «Ocean Wings» для использования энергии ветра, атакже электролизёром, позволяющим получать изморской воды водород для топливных элементов. Одна иззадач миссии– тестирование экологичных технологий вразличных условиях, втом числе экстремальных.

Сначала путешествия катамаран прошёл 25 тыс. километров. Россия стала двадцатой страной, которую онпосетил. Своё путешествие судно продолжит 21 июня– следующая остановка запланирована наШпицбергене.

Экспедиция Energy Observer проходит под патронажем президента Французской Республики Эмманюэля Макрона. Проект официально поддерживают Европейский Союз, ЮНЕСКО иМеждународное агентство повозобновляемым источникам энергии.

Подробнее
21.06.2019 в 14:02

Октябрьский электровагоноремонтный завод (г. Санкт-Петербург, входит в состав АО «Трансмашхолдинг») подписал с Петербургским метрополитеном Соглашение о сотрудничестве.
Церемония подписания была организована в рамках Международного форума пассажирского транспорта SmartTRANSPORT-2019. Подписи под документом поставили генеральный директор ОАО «ОЭВРЗ» Андрей Степнов и заместитель начальника ГУП «Петербургский метрополитен» Игорь Шлендов.

Целью соглашения является содействие повышению эффективности перевозочного процесса и транспортной безопасности на метрополитене, совершенствование технического и технологического обеспечения метрополитена.

Соглашение призвано укрепить сотрудничество в части обмена информацией о технологиях и технических решениях, которые могут быть использованы в метрополитенах в целях повышения эффективности перевозочного процесса и транспортной безопасности.

Сегодня в эксплуатации в Петербургском метрополитене находятся более 350 вагонов модели 81-722/723/724 трех модификаций, созданных специалистами Трансмашхолдинга специально для Петербургского метрополитена. Действующие договоры предполагают, что в период до конца 2020 года, в питерское метро поступят еще свыше 70 единиц подвижного состава. 19 июня 2019 г. в рамках форума SmartTRANSPORT-2019 Трансмашхолдинг впервые представил профессиональной общественности макет концептуально нового поезда для Петербургского метрополитена.

Форум, традиционно проходит на площадях КВЦ «ЭКСПОФОРУМ». Компания «ЭкспоФорум-Интернэшнл» ‒ крупнейший на Северо-Западе России организатор выставок и конгрессов. «ЭкспоФорум-Интернэшнл» является оператором выставочного комплекса Ленэкспо и конгрессно-выставочного центра ЭКСПОФОРУМ на Пулковских высотах.

Октябрьский электровагоноремонтный завод является основной производственной площадкой, на которой развернуто производство подвижного состава для Петербургского метрополитена.

Подробнее