Общие новости

29.03.2024 в 11:02

Выставка «Зоошоу. Весна»

30–31 марта 2023 (павильон F)

Станция метро «Московская» – КВЦ Экспофорум – станция метро «Московская».  Интервал движения 20 минут с 09:40 до 18:20. Высадка, посадка – павильон F.

Проезд пассажиров с животным разрешен только при соблюдении правил перевозки животных.

Станция метро «Московская» – КВЦ Экспофорум – станция метро «Московская» (городской автобусный маршрут № 187А). Интервал движения 16–18 минут с 8:45 до 19:00. Стоимость проезда 65 руб.

Подробнее
28.03.2024 в 15:55

Средства от курортного сбора целесообразно использовать для развития особо охраняемых природных территорий. Об этом 28 марта на пленарном заседании «Заповедный потенциал мегаполиса: как сохранить баланс между экосистемой и технологическим развитием» в КВЦ «Экспофорум» в рамках XXIII Международного форума «Экология большого города» сообщила руководитель Росзаповедцентра Минприроды России Дарья Мацук.

«К примеру, большинство туристов приезжает в Кисловодск, чтобы посетить Кисловодский национальный парк, который находится в черте города. Но курортный сбор в Ставропольском крае взимается в гостиницах, в результате чего эти средства поступают не в федеральный бюджет, а в региональный. В результате в соответствии с существующим законодательством эти средства не могут быть использованы для развития национального парка — особо охраняемой природной территории федерального значения», — объяснила Дарья Мацук.

Сенатор, председатель комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Александр Двойных назвал это предложение логичным. «Во многом люди едут в Ставропольский край не в гостиницу определенного бренда, а посмотреть на уникальные природные богатства, которые при высокой антропогенной нагрузке нужно сберегать и сохранять, что стоит денег», — пояснил он. Туристы точно поддержат такую историю, ведь деньги будут реинвестироваться в их сохранение и содержание, добавил Александр Двойных.

Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Николай Валуев также поддержал эту идею.

«Расширить действие курортного сбора на парковые зоны, что относятся к особо охраняемым территориям, — замечательное предложение, которое достойно внимания», — уверен он.

Подробнее
28.03.2024 в 15:53

Интеллектуальную систему мониторинга выбросов вредных веществ, искусственный интеллект и другие разработки настоящего и будущего экомониторинга обсудили 28 марта на круглом столе «Экологический мониторинг: современное состояние и перспективы развития с использованием новейших технологий», прошедшем в рамках XXIII Международного форума «Экология большого города» в КВЦ «Экспофорум».

По данным Минприроды, 77% всех загрязнений поставляют стационарные источники, а именно промышленность и частный сектор, 23% — передвижные, включающие в себя автотранспорт, водный, воздушный и железнодорожный виды транспорта. На каждого жителя России приходится более 150 кг загрязняющих веществ в год.

«Эта проблематика касается не только российских городов, во всех индустриальных странах есть проблемы», — замечает Андрей Карпов, коммерческий директор ООО «Р-НОКС».

«Тем более актуальными сегодня становятся новые разработки», — говорит Иван Серебрицкий, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Санкт-Петербурга.

Одной из таких разработок является так называемая высокоплотная сигнальная сеть, которая может использоваться в дополнение к классической территориальной системе определения выбросов загрязняющих веществ от автотранспорта. «У этих малогабаритных приборов есть свои достоинства, но есть и недостатки, такие как зависимость от температуры и влажности воздуха, от стабильности газового потока, низкая чувствительность и прочие. Поэтому у их результатов будет очень большая погрешность, а при определенных условиях они просто выходят из строя и показывают неправильные результаты», — объясняет Игорь Яновский, старший научный сотрудник Федерального государственного бюджетного учреждения «Главная геофизическая обсерватория им. А.И. Воейкова». Он отмечает, что за рубежом подобные сети используются, но только для прикладных работ, а не для целей атмосферного контроля.

Экологи рассказали об альтернативных вариантах оценки состояния воздуха, построенных на цифровых решениях, например, о таких, как программный комплекс экологического мониторинга «Экомонитор».

«Эта комплексная система оперативного наблюдения за распространением загрязняющих веществ и контроля воздуха на промышленных предприятиях определяет вклад каждого источника выбросов и выявляет учтенные источники загрязнения», — говорит Дмитрий Дрозин, доцент кафедры прикладной математики и программирования Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)».

Его коллега Алёна Замышляева, директор института естественных и точных наук Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)», привлекла внимание новой разработкой — интеллектуальной системой экологического мониторинга (ИСЭМ) выбросов вредных веществ от автотранспорта.

«По сути, это цифровой датчик — видеокамера, которая направлена на перекресток. Она опознает и классифицирует автотранспорт, после чего рассчитывает уровень загрязняющих веществ в зависимости от типов автотранспорта, его скорости и времени нахождения на перекрестке», — объясняет ученый.

Сегодня такие цифровые сенсоры работают в нескольких городах: три в Перми, двенадцать в Магнитогорске, пять в Челябинске и два в качестве пилотных проектов в Санкт-Петербурге.

Алексей Шмыков, заведующий сектором, ведущий научный сотрудник лаборатории методов и приборов иммунного и генетического анализа Федерального государственного бюджетного учреждения науки Института аналитического приборостроения Российской академии наук, поделился с коллегами разработкой, связанной с использованием искусственного интеллекта для мониторинга в экологии и техносферной безопасности.

«Мы используем технологии третьего поколения ИИ, основанные на визуальной обработке данных, для выявления аномального изменения характеристик сложных систем», — говорит Алексей Шмыков.

Так, в Татарстане уже работает газокомпрессорная станция, где математическая модель рассчитывает напряжение, определяя угрозы и уровень опасности в аппаратах, охлаждающих газ.

Опытом внедрения новых разработок поделились ученые и производители из Карелии и Самары, а также из Республики Беларусь.

Подробнее
28.03.2024 в 15:52

Актуальные вопросы работы регионального оператора по обращению с отходами обсуждались 28 марта на мероприятии «Открытый микрофон «Актуальные вопросы обращения с ТКО в Санкт-Петербурге».

О работе регионального оператора в ходе XXIII Международного форума «Экология большого города» в КВЦ «Экспофорум» рассказала директор по клиентскому обслуживанию АО «Невский экологический оператор» (НЭО) Екатерина Букатина. По ее словам, НЭО сейчас ведет активную работу для того, чтобы заключить с максимальным количеством потребителей договоры на обслуживание и вывоз ТКО.

Она напомнила, что оператор ТКО — «Невский экологический оператор» — направляет в массовом порядке договоры на оказание услуг по обращению с ТКО. Расчет по ним производится по нормативам накопления ТКО.

Между тем в рамках действующего законодательства учет объема ТКО в многоквартирных домах возможен по нормативу накопления ТКО, а также «по факту» — объему и количеству контейнеров.

Потребитель может перейти на оплату по фактическому накоплению отходов, если будет соблюден целый ряд условий. В частности, необходимо размещение контейнерной площадки на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме, направление письменного обращения о согласовании с регоператором системы раздельного накопления ТКО, оборудование контейнерной площадки необходимым числом контейнеров нужного объема и заключение допсоглашения к договору на оказание услуг по обращению с ТКО для урегулирования изменения коммерческого учета объема оказанных услуг.

В интересах потребителя, имеющего индивидуальное место накопления ТКО, обратиться с заявкой на заключение договора, чтобы сократить срок расчета по нормативам накопления ТКО и перейти на расчет ТКО по факту, добавила Екатерина Букатина.

На мероприятии также обсуждались и некоторые инвестиционные проекты, которые реализует «Невский экологический оператор».  «Создание подобных площадок на «Экологии большого города» позволяет представителям органов власти Петербурга, «Невского экологического оператора» встретиться с заинтересованным жителям города, обсудить и выявить наиболее острые вопросы и принять соответствующие управленческие решения», — отметил модератор мероприятия Заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Иван Казаков.

Подробнее
28.03.2024 в 11:56

К 2030 году в России должно быть подготовлено до 1 млн кадров для отрасли беспилотных технологий — такую задачу поставил президент страны Владимир Путин. Об этом 27 марта на конференции «Беспилотные технологии для охраны окружающей среды и экологической безопасности», которая состоялась в рамках XXIII Международного форума «Экология большого города» в КВЦ «Экспофорум», напомнил директор лаборатории валидации и верификации сложных технических систем факультета безопасности информационных технологий Университета ИТМО Илья Попов.

По его словам, вся кадровая база для отрасли беспилотных технологий условно делится на операторов БПЛА и специалистов по беспилотным технологиям. Задача операторов — осуществлять запуски беспилотников и снимать с них данные. Будущих операторов целесообразно искать в школах и колледжах. «Лучший оператор беспилотника сегодня — это школьник», — заявил Илья Попов. Подготовка специалистов в области беспилотных технологий — более сложная задача, поскольку такие кадры должны обладать компетенциями в робототехнике, математике, прикладной физике, праве. Готовить таких специалистов должны вузы, но в тесном взаимодействии с индустриальными партнерами, компаниями-разработчиками и производителями самих беспилотных аппаратов и софта для них, уверен Илья Попов. Он также отметил, что наиболее актуальной задачей является подготовка кадров для управления наземной базой, использующейся в сфере беспилотных технологий. При этом, уверен Илья Попов, все такие специалисты в обязательном порядке должны иметь лицензии или сертификаты, подтверждающие квалификацию и право работы с БПЛА, и для этого потребуется открытие специализированных учебных центров.

Организатором конференции «Беспилотные технологии для охраны окружающей среды и экологической безопасности выступил «Технопарк Санкт-Петербурга».

Подробнее
28.03.2024 в 11:52

Беспилотные летательные аппараты (БПЛА) уже стали одним из самых эффективных инструментов решения задач в области экологии и промышленной безопасности, которые стоят сегодня перед мегаполисами. Об этом шла речь на конференции «Беспилотные технологии для охраны окружающей среды и экологической безопасности», которая состоялась 27 марта в рамках первого дня работы XXIII Международного форума «Экология большого города», проходящего в петербургском КВЦ «Экспофорум».

Одна из важных сфер применения беспилотников — осуществление государственного экологического контроля. В Санкт-Петербурге и Ленобласти БПЛА в этих целях применяются уже четвертый год. Беспилотники используются для геодезических, маркшейдерских и кадастровых работ, при проверке состояния лесных территорий и обнаружения незаконных вырубок леса, при выявлении и контроле несанкционированных свалок, при проверке состояния границ лесных территорий и водоемов, например для выявления и фиксации так называемых самозахватов, для выявления источников выбросов в атмосферу опасных веществ. Преимущественная сфера применения беспилотников при осуществлении государственного экологического контроля зависит от специфики и особенностей региона. Например, для крупного мегаполиса, такого как Санкт-Петербург, наиболее актуальным является использование беспилотников для борьбы с несанкционированными свалками и выбросами в атмосферу загрязняющих веществ, а также для контроля за соблюдением природоохранного законодательства.

Как рассказал первый заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности администрации Санкт-Петербурга Александр Кучаев, с помощью БПЛА специалисты комитета в 2020–2023 годах обследовали более 200 территорий и производственных объектов. В результате выявленный размер вреда окружающей среде, причиненного нарушением соответствующего законодательства, превысил 3 млрд рублей. Одним из преимуществ использования БПЛА в работе комитета Александр Кучаев назвал абсолютную легитимность данных, полученных в результате аэрофотосъемки:

«Все данные, полученные при помощи зарегистрированных БПЛА, принимаются судами и Следственным комитетом как доказательства правонарушений».

Инспекторам Комитета государственного экологического надзора Ленобласти беспилотники помогают в том числе и в фиксации нарушений.

«В силу специфики региона у инспекторов не всегда есть возможность оперативно прибыть на место и зафиксировать нарушение, например, незаконный сброс отходов. Зачастую наши сотрудники ограничены в правах доступа на частные территории и из-за этого не могут констатировать, например, самозахваты или нарушения границ водных объектов. Беспилотники решают эти проблемы в восьми случаях из десяти — с воздуха всё видно», — пояснила глава областного комитета Рамила Агаева.

По ее данным, в 2023 году при помощи БПЛА силами комитета было выявлено 24 несанкционированных свалки и 25 случаев нарушения водного законодательства, что в 2 раза больше, чем в 2022 году.

«В прошлом году мы в 2 раза увеличили частоту использования БПЛА, и результативность работ также выросла в 2 раза», — добавила Рамила Агаева.

Однако перспективы использования БПЛА для решения экологических задач не ограничиваются их использованием в работе надзорных органов. С помощью беспилотников ученые могут следить за состоянием водных объектов вне границ населенных пунктов, спасатели — оценивать ущерб и планировать мероприятия по ликвидации последствий стихийных бедствий, наблюдать за состоянием и развитием природных экосистем, отслеживать численность и пути миграции диких животных, пояснил директор департамента услуг ГК «Геоскан» Илья Демко. Его компания участвовала в подобных проектах. Например, в 2018 году «Геоскан» в рамках волонтерского проекта «Чистая Ладога» провел аэрофотосъемку 25 км2 в северо-западном Приладожье, а полученные ортофотопланы послужили базой для анализа и уточнения зон скопления мусора и последующего составления карт местности для участников проекта.

Беспилотные технологии позволяют осуществлять и долгосрочный экологический мониторинг, а не только решать тактические локальные задачи. Правда, для этого используются другие технологии, наиболее доступными и востребованными из которых сегодня являются аэрокосмическое зондирование и аэрокосмическая съемка. «Аэрокосмические исследования позволяют формировать то, что называется big data, следить за изменениями состояния той или иной обширной территории и прогнозировать ее будущее», — уверена директор ЦКУ «КосмоИнформ-Центр» Государственного университета аэрокосмического приборостроения Елена Чичкова. Ее организация в 2012–2024 годах по заказу ООО «Газпром трансгаз Санкт-Петербург» проводила экологический мониторинг территорий Ленобласти, по которым проходит нитка Северо-Европейского газопровода.

«Оказалось, что ежегодно вдоль газопровода появляется от 80 до 100 новых небольших несанкционированных вырубок леса», — привела пример Елена Чичкова.

Современные беспилотники могут работать не только в воздушной среде. Беспилотные аппараты для экологического мониторинга состояния водной среды разрабатывают и производят несколько компаний. В Санкт-Петербурге в этом направлении работают ЗАО «Си Проект» и АО «НПП ПТ «Океанос» — их беспилотники успешно работают в порой тяжелейших условиях, например в арктических водах или прибрежных районах Кольского залива.

В становлении и развитии отрасли беспилотной авиации России активное участие принимают вузы. Университеты не только являются базой для подготовки кадров для БПЛА, но и ведут собственные разработки беспилотных аппаратов. Например, студенты, аспиранты и магистранты ГУАП к настоящему времени сконструировали, собрали и успешно испытали сразу четыре беспилотных изделия. В их числе — БПЛА «Вертикаль-2» с системой вертикального взлета, беспроводная зарядная станция для дронов, контейнер-холодильник, предназначенный для доставки чувствительных к уровню температуры грузов с помощью беспилотников. Все эти проекты готовы к масштабированию и коммерциализации, отметил директор института аэрокосмических приборов и систем ГУАП Николай Майоров.

Организатором конференции «Беспилотные технологии для охраны окружающей среды и экологической безопасности», которая состоилась 27 марта, выступил «Технопарк Санкт-Петербурга».

«Перед Технопарком, как инновационной площадкой региона, стояла задача подойти комплексно к теме применения беспилотных технологий в экологии. Мы собрали представителей органов власти, экологического и технологического сообщества для предметного разговора о том, как беспилотные аппараты могут работать на улучшение экологии мегаполисов уже сейчас и что реально сделать в перспективе», – рассказал генеральный директор АО «Технопарк Санкт-Петербурга» Олег Якимов.

Подробнее

Demo Title

Demo Description


Introducing your First Popup.
Customize text and design to perfectly suit your needs and preferences.

Он будет закрыт в 20 секунд